Дилиёр Юсупов

Главный аналитик и менеджер по работе с корпоративными клиентами в Bloomberg (Нью-Йорк, США), эксперт совета Buyuk Kelajak

Исходя из собственного опыта могу сказать, что проектный менеджмент — один из важнейших аспектов развития любого государства и компании, а учитывая, насколько масштабно развивается Узбекистан, проектный менеджмент нам просто необходим.

На западе данная тема известна как «Implementation of project management culture in a government». Проектное управление важно, чтобы правительственные поручения, задачи и заказы выполнялись своевременно, эффективно и в рамках выделенного бюджета и при этом не повлекли за собой негативные последствия.

Во многих развитых странах государственные органы используют данный метод, чтобы мониторить эффективность, оставаться прозрачными, а также в целях борьбы с коррупцией.

Недостатки системы: шаблонные «отписки» налево и направо

В Узбекистане, как и во многих других странах, сотрудники государственных учреждений работают уж точно больше восьми рабочих часов в день, грамотно и добросовестно выполняют свои обязанности, но проблемы до конца не решаются: конечных результатов не добиваемся, в сроки и в бюджет не укладываемся и т. д. В итоге население недовольно, руководство злится и ругается, и зачастую справедливо.

Возьмем пример из опыта Казахстана: как в одном из своих выступлений отмечал председатель верховного суда РК Жакип Асанов, государственные программы Казахстана — очень серьезные документы, там четко указаны цели и показатели, правительство также разрабатывает и утверждает план по реализации программы.

Зачастую в таких документах звучат слова «усовершенствовать», «усилить», «активизировать» (а у нас, например, «в установленном порядке)». Почему именно такие глаголы? Потому что их выбирают структуры, которым завтра обеспечивать исполнение этих мероприятий.

Также, по словам Асанова, им не надо ставить перед собой конкретные сложные задачи. Конечно, они подберут именно такие мероприятия, чтобы завтра их никто не обвинил, что они слабо сработали, получается, никто не изменит качество исполнения. Более того, есть форма завершения — отчет наверх.

Аналогичная ситуация и у нас: посмотрите, сколько важнейших поручений спускают с администрации президента, Кабинета министров и т. д. Сколько международных соглашений и договоров подписано, это же исторический момент. Глава государства работает не покладая рук, мы все это видим.

Но поручения направляются в Кабинет министров, а там тоже много работы, много поручений — их направляют в министерства и ведомства, в хокимияты, те перенаправляют дальше, оттуда — еще дальше, каждый чиновник отписывается, ведь поручение надо снять с контроля, иначе накажут.

Типичный сценарий: идет совещание, появляется хорошая идея, все соглашаются и поддерживают, но из нее всё равно ничего не выходит, потому что неправильно подошли к задаче.

Руководитель получает поручение «сверху», и дальше схема такая: министр — замминистра — директор департамента — руководитель управления — руководитель отдела — специалист (вчерашний студент или добросовестный сотрудник, на которого повесили все важные вопросы, так как «другой не справится»).

Какая у него задача? Он направляет запросы другим или всем государственным органам, «отписывается» и собирает информацию, а там эти запросы попадают к таким же сотрудникам по такой же схеме. И стоит только одна задача: снять с контроля, отписаться, быстро закрыть вопрос. Шаблонные письма направляются налево и направо.

И затем бумага идет обратно наверх — к руководителям, у которых почта огромная, перегрузка большая, вникнуть в детали не получается физически, к тому же прошел уже месяц и после уже были еще десятки или сотни других поручений, и все они важные и срочные. Поэтому никто не наказан, все делают свою работу. А потом удивление: почему нет результатов?

Как и говорил Жакип Асанов, на этот вопрос давным-давно ответил Эйнштейн: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов», а также наш современник Гай Кавасаки: «Успеха добиваются не те, кто имеет грамотные планы, а те, грамотно их реализует».

Такая проблема есть не только в нашей стране, она есть почти во всех государствах.

Как работает проектный менеджмент и почему он эффективен

Вопрос, как повысить эффективность организаций, стоит давно, и человечество придумало различные технологии для этого. Проектный менеджмент — одна из них.

В чем его суть? Четкое разделение на две части:

  1. Процессная — текучка, ежедневная рутина, срочные вопросы.
  2. Проектная — важная, но ею мы почти не занимаемся, ведь это не горит, это не срочно.

Но если мы не будем заниматься вопросами проектирования выполнений и повышения эффективности, то пожары будут каждый день. Суть — создается команда, группа, и все фокусируются только одной цели, задачи, и получается результат.

В США сейчас в министерствах на руководящие посты не принимают людей, которые не прошли курсы и которые не имеют сертификатов. Курсы пройти легче всего, а получить международный сертификат — сложнее всего, ведь для этого нужно действительно обладать знаниями в области проектного управления.

Один из таких сертификатов — PMP-сертификат, который покрывает такие темы:

Основные

  • Инициирование
  • Планирование
  • Исполнение
  • Мониторинг и контроль
  • Завершение

Вытекающие

  • Менеджмент по интеграции проекта
  • Менеджмент по определению точных задач проекта
  • Менеджмент по определение точных и реальных сроков
  • Менеджмент стоимости проекта
  • Менеджмент качества
  • Менеджмент по ресурсам
  • Менеджмент по коммуникациям проекта
  • Менеджмент рисков
  • Менеджмент материально-технического обеспечения
  • Менеджмент ответственных, заинтересованных и связанных сторон

Они являются важнейшими в принятии, реализации и обеспечении законов, нормативно-правовых актов, государственных закупок, проектов как государственного, так и негосударственного масштаба.

Что делать?

Если мы внедрим проектный менеджмент, сразу всё станет как на ладони, мы увидим, кто эффективен, а кто нет, у нас сразу раскроется столько талантов. Конечный результат будет соответствовать ожиданию, сроки будут выполняться, стоимость и качество будут соответствовать изначальному плану.

В Китае с 1992-го года действует порядок сертификации: если реализуется проект, требующий государственного финансирования, руководитель этого проекта обязательно должен быть сертифицирован в области проектного менеджмента.

Пример в Китае: гостиница в 60 этажей, возведена за 15 дней. Кто-то может сказать, что там лучшее оборудование, лучшие специалисты и т. д. На самом деле секрет не в этом, секрет в проектном подходе. Ведь у нас специалисты зачастую не уступают мировым, а технику можно приобрести.

Секрет в том, что есть команда, перед которой ставится четкая цель, что там всё рассчитано, продумано, и каждый знает объем своей задачи. Как говорится, главное — это нужные люди в нужном месте в нужное время. Такой подход дает прозрачность, что, в свою очередь, предотвращает коррупцию.

Если не будет такого подхода, то работа так и будет кипеть от этого массива, текучки и рутины. И самое главное — не будет перспективы, штат в организациях не будет расти, специалисты будут увольняться, а проблемы — накапливаться, ведь грамотнее никто становиться не будет.

Что делать? Ситуация ведь не меняется. Давайте же возьмем опыт тех стран, которые успешно внедрили культуру проектного менеджмента в государственное управление. А чтобы сертифицировать, нужно создавать возможности проходить курсы такого рода.

Возможностей очень много — можно и нужно пользоваться доступными ресурсами в сети, приглашать лекторов, специалистов по обучению сотрудников, организовывать внутренние курсы и семинары для каждого сотрудника, начиная с себя. Не страшно, если обученные сотрудники после повышения квалификации уйдут — страшнее, если вы их не обучите, а они останутся.