Под влиянием Евросоюза традиционные островные офшоры один за другим принимают законы, вводящие требования к реальной деятельности компаний — налоговых резидентов своих территорий для того, чтобы снять с себя клеймо «плохой» юрисдикции, пишут аналитики PwC в своем обзоре «Закат эпохи островных офшоров?».

Соответствующие законы приняли Бермуды, Британские виргинские острова (БВО), Каймановы Острова, остров Гернси, остров Джерси, остров Мэн, Маврикий, Багамские и Сейшельские острова. Ожидается, что их примеру также последуют ОАЭ и другие низконалоговые юрисдикции.

«Держать денежные средства и активы или вести деятельность с помощью компаний без „присутствия“, зарегистрированных в этих офшорах, (например, на БВО), может стать невыгодно или даже невозможно», — говорится в обзоре.

Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа предупреждал об этом еще в 2013 году: золотой век — «мы нигде не платим налоги» — окончен, объявил он, представляя план борьбы с налоговым арбитражем (BEPS). С тех пор этот план принес национальным бюджетам более 93 млрд евро.

«Это тектонический сдвиг в офшорном бизнесе, по сути, разрушается один из его столпов — возможность переводить доходы компаниям без офиса и сотрудников», — констатирует руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов.

По «золотому правилу» бизнес жил десятилетиями. Только в 2015 году страны с низкими налоговыми ставками привлекли около 40% прибыли международных компаний, указано в исследовании экономистов из Копенгагенского и Калифорнийского университетов в Беркли.

Прибыль перекачивается в офшоры через транзитные юрисдикции с помощью соглашений об избежании двойного налогообложения.

Что изменилось?

PwC отмечает, что тексты новых законов островных офшоров в целом похожи, так как основаны на требованиях ЕС. Среди основных требований к местным компаниям можно выделить три:

  • Наличие квалифицированного персонала на территории юрисдикции, количество и квалификация которого соответствует деятельности компании;
  • Наличие офиса и оборудования на территории юрисдикции, площадь и другие характеристики которых соответствуют деятельности компании;
  • Адекватный уровень затрат, понесенных в соответствующей юрисдикции, на поддержку деятельности компании.

Британские виргинские острова

Популярный островной офшор занял по итогам I квартала 2018 года место среди основных прямых инвесторов Узбекистана — на БВО пришлось 8% прямых инвестиций от общей суммы в $4,3 млрд.

Для сравнения, это было больше, чем у России (6%), Турции (5%), Германии (4%) и еще ряда других стран. Как сейчас обстоят дела неизвестно, потому что ЦБ перестал публиковать эту статистику. Маловероятно, что объем инвестиций с БВО с тех пор сократился, но возможно, что это случится теперь, так как именно на этих островах требования ужесточили особенно сильно.

PwC отмечает несколько важных моментов:

  • Новое законодательство распространяется на все местные компании (не только на новые компании, учрежденные после принятия законодательства). Однако требования не распространяются на компании, являющиеся налоговыми резидентами иных юрисдикций.
  • Первый период, к которому будут применены новые требования, должен начинаться не позднее 30 июня 2019 года.
  • Нарушение требований законодательства (в том числе в части непредоставления информации) влечет применение серьезных штрафов (не менее $5 тыс в отношении первого нарушения). В определенных случаях возможно привлечение к уголовной ответственности, исключение компании-нарушителя из реестра юридических лиц.
  • Срок давности по данному виду нарушений составляет 6 лет (если не было преднамеренного нарушения).

До начала проверок со стороны уполномоченных органов локальные сервис-провайдеры и банки могут начать вводить дополнительные процедуры по принятию клиентов, получению информации для отчетности перед государственными органами.

«Если у вас есть компании или структуры в офшорах, то целесообразно уже сейчас проанализировать применимость законов к таким компаниям/структурам и подумать над возможными стратегиями (в частности, ликвидация, реструктуризация, усиление присутствия в соответствующей юрисдикции, перевод в иную юрисдикцию и так далее)», — советуют в PwC.