Как ранее писал Spot, в Узбекистане планируют открыть рынок такси и пустить в него физических лиц. Согласно действующему законодательству, услуги такси могут оказывать лишь юридические лица — из-за этого как в стране катастрофически мало легальных такси.

В одном только Ташкенте, к примеру, насчитывается 5400 легальных такси. Если учесть, что население Ташкента составляет 2,5 млн человек, то получается, что на тысячу населения в городе приходится 2,1 легального автомобиля такси.

Для сравнения: в Париже 7,7 автомобиля такси на 1 тыс. человек, в Нью-Йорке 6,7, в Москве 4,5, в Лондоне 9,9, в Дели 3,2.

Нехватка легальных такси и «драконовские» требования к ним привели к тому, что большая часть рынка находится в тени, из-за чего проигрывают все — бюджет не получает деньги, нелегальные таксисты лишаются шанса на пенсионное и социальное обеспечение, а пассажиры вынуждены рисковать безопасностью.

Так как постановлением президента было поручено подготовить предложения, которые разрешат физическим лицам оказывать услуги такси, то Агентство автомобильного транспорта разработало и опубликовало соответствующий проект постановления главы государства.

Согласно нему, предусмотрено установить с 1 июля 2019 года новый порядок, который предусматривает, что:

  • физические лица получают право оказывать услуги такси на легковых автомобилях вместимостью не более четырех пассажиромест в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) при условии заключения договоров с операторами через электронную платформу;
  • пошлина за выдачу лицензии таким индивидуальным предпринимателям уплачивается в полуторакратном размере ставок, установленных для легковых автомобилей юридических лиц;
  • для придания требуемого законодательством цвета линейного такси без нанесения покраски самоклеющиеся материалы наклеиваются на дверях, переднем капоте и на поверхности багажного отсека, с нанесением шахматной композиции;

ИП-таксисты должны будут:

  • обеспечивать соблюдение требований к внешнему и внутреннему оформлению и экипировке, оснащению едиными опознавательными знаками линейных такси (кроме специальных номерных знаков);
  • использовать специальные приложения, обеспечивающие функции учета заказов (заявки), терминала оплаты, счетчика-таксометра, средства радиосвязи и обязательного предоставления пассажирам информации о сумме проезда;
  • обеспечивать предрейсовый медицинский осмотр и технический осмотр автомобиля в специализированных пунктах предрейсового осмотра в порядке, установленном Министерством транспорта.

Одновременно с этим предусмотрена отмена требования о нотариальном заверении договоров аренды легковых автомобилей, предназначенных для использования в качестве такси.

Uber-модель

Отдельный раздел касается юридических лиц, оказывающих интерактивные услуги по поиску клиентов для перевозчиков (такие компании уже есть в стране).

Их планируется обязать открыть в Узбекистане обособленное подразделение, публиковать на своем сайте полную информацию о себе, заключать договоры на оказание услуг исключительно с перевозчиками (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензированные легковые автомобили).

Помимо этого, они должны будут разместить серверы в Узбекистане и интегрировать специализированную программу в электронную базу Министерства транспорта и Государственного налогового комитета.

Соответственно, они будут обязаны также в момент заключения договора проверять действительность лицензий на основании сведений реестра лицензий.

Юрлицам-таксистам планируется предоставить право бесплатного пользования придорожными парковками и стоянками аэропортов, вокзалов, автостанций, торговых центров, а также центральных рынков, находящихся в ведении местных органов власти.

Там же предусмотрено, что ведомства будут пресекать работу компаний-операторов, которые не имеют соответствующих разрешительных документов.

Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 10 апреля.