Как Spot писал в январе, Госкомконкуренции реорганизовали в три отдельных органа. Один из них — Агентство по развитию рынка капитала, которое заменит Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг при комитете.

Задачи агентства — защита прав и интересов инвесторов, осуществляющих операции с ценными бумагами, владельцев ценных бумаг, а также внедрение новых финансовых инструментов для финансирования инвестиционных проектов.

Также агентство отвечает за лицензирование фондовых бирж и профессиональных участников рынка ценных бумаг, сотрудничество с зарубежными и международными институтами по вопросам развития и регулирования рынка капитала и в целом за реализацию единой государственной политики в области формирования, развития и регулирования рынка ценных бумаг и корпоративного управления.

Журналист Саша Иванюженко специально для Spot побеседовала с первым заместителем директора Агентства по развитию рынка капитала Аскаром Обидовым о том, как новое ведомство собирается решать эти задачи, для чего всё это нужно и как поможет населению и бизнесу.

Почему мы сейчас говорим о будущем узбекского фондового рынка, помня, что институты фондового рынка, такие как фондовая биржа, существуют уже много лет?

Действительно, фондовая биржа существует в Узбекистане с 1994 года (в этом году, кстати, у нее 25-летний юбилей). Но регулирование находилось в ведении Госкомконкуренции, и фондовая биржа, по сути, была аукционной площадкой для приватизационного ведомства. Чтобы понять эту конструкцию, давайте представим инвестора, который входит на наш рынок.

Есть ли у нас фондовая биржа? Есть. А кому она принадлежит? Госкомконкуренции. А кто продавец акций? Госкомконкуренции. То есть, если я буду вступать в сделку, то она будет между мной и Госкомконкуренции, так? Совершенно верно. А если между нами возникнет спор, кто будет его регулировать? Специально созданный центр. При Госкомконкуренции.

Ни один инвестор не играет в такие игры, именно поэтому Госкомконкуренции был разделен на три автономные части: Антимонопольный комитет, Агентство по управлению государственными активами (выступает на бирже на равных с остальными участниками) и регулятор — Агентство по развитию рынка капитала, которое подчиняется напрямую Кабинету Министров и призвано наладить целостный подход к регулированию на данном рынке.

Как выглядит целостный подход?

Прежде всего, законодательство должно быть откорректировано таким образом, чтобы были убраны барьеры для развития фондового рынка, и оно равным образом учитывало все интересы. Надо сделать пересмотр и создать классическую форму, принятую во всем мире и которую все видели по телевизору и в фильмах, свести правила, чтобы они не отличались от общепринятых.

Например, что отличается?

Например, чрезмерный контроль. Был введен ряд ограничений для выпуска облигаций компании. Сейчас это право имеют только АО, и их всего 600 организаций. При этом существует набор требований к выпуску облигаций — у тебя должны быть подтвержденные аудитом положительные коэффициенты, отдельно заверены аудитором финансовые отчеты как минимум за три последних года, плюс рейтинг, плюс обеспечение, плюс предельный размер выпуска.

Не все эти требования оправданы, поскольку в зарубежной практике можно варьировать набор требований, выпускать разные классы ценных бумаг.


Фото: Динора Зияева / Spot

Для чего это нужно?

Какие есть сейчас возможности у предпринимателя привлечь средства для развития своего бизнеса? Можно накопить, но не всегда этого достаточно. На практике остается банковский кредит — единственная возможность.

Но получить кредит на развитие у банка непросто, потому что в данный момент у банков нет ресурсов, чтобы кредитовать всех желающих. Проценты по кредиту так же зачастую слишком обременительны. Так как привлечь средства?

Можно привлечь деньги не только из банка. Должна быть возможность продать акции своей компании, поделиться контролем. Если предприниматель не готов делиться контролем, он может выпустить облигации, долговые обязательства, которые могут приобрести как юридические лица, так и физические. И у компаний, и у населения есть определенная инвестиционная потребность, желание вложить свободные средства в ценные бумаги, которые имеют доходность выше, чем депозит в банке.

А потом тебя обманут…

Нет. Есть механизмы обеспечения. Даже в нынешнем Гражданском Кодексе предусмотрены различные формы обеспечения: живой залог, банковская гарантия, страхование и поручительство.

Как правило, в рыночной экономике такие сделки интересны страховым компаниям, которые могут принять на себя риски. Если сумма большая, они создают консорциумы, где коллективно отвечают по рискам. Это нормально.

Покупка ценных бумаг компаний интересна крупным корпорациям, у которых есть свободные деньги, но в банк их нести невыгодно. В этой вилке есть простор для варьирования доходности, чтобы всем было выгодно, и заемщику, и кредитору. Более того, доходность регулируется рынком — если твои ценные бумаги пользуются спросом, ты повышаешь их в цене в реальном времени на бирже. Спрос — предложение. Всё просто.

Если все юридические лица получат возможность выпускать ценные бумаги, это снимет пресс на банки. Сейчас рыночная стоимость кредита составляет 22% годовых, какую рентабельность по проекту должен иметь предприниматель, чтобы оплатить эту ставку?

Поэтому все стараются выбить льготные кредиты, которые не способствуют финансовому благополучию банков. Замкнутый круг. Альтернативная возможность привлечь деньги снизит ставку по кредиту, разгрузит банки. Это относится и к ипотечному кредитованию, и к потребительским кредитам и так далее.

Выход из кредитных отношений с банком тоже предполагает возможные потери, расторжение договора. А облигации можно просто продать, если понадобились деньги. Они просто поменяют хозяина.

Помимо облигаций, можно и нужно внедрять новые инструменты — те, которые могут обслуживать потребности в самых различных сферах — очень востребованными, например, могут стать складские расписки, фьючерсы или другие ценные бумаги, которые могут помочь предприятиям сельскохозяйственной сферы.

Наша основная задача — органично вписать новые инструменты в механизмы финансирования той масштабной созидательной работы, что идет сейчас в стране во многих сферах, проще говоря — создать новые возможности для привлечения средств на цели развития.

Фото: Юрий Корсунцев

Что происходит с точки зрения обывателя, если я захочу купить облигацию какой-нибудь «динамично развивающейся молодой компании»?

Вы становитесь держателем ценных бумаг, по которым раз в квартал, раз в полгода, раз в год (всё зависит от условий выпуска) получаете доходы в виде процентов. И это только маленькая часть возможностей. В республике действительно есть спрос на инвестиционную деятельность, и если государство его не удовлетворит, то его удовлетворят зарубежные финансовые институты. Это надо понимать.

Еще бы понимать все эти новые реалии, когда только научился покупать доллары в обменнике…

Есть класс профессиональных посредников, финансовых консультантов, с которыми заключается договор как с брокером на бирже, чтобы он мог распоряжаться вашими средствами, либо советовать, куда их вложить с наибольшей выгодой.

Пожалуйста: открываем брокерский счет, и время от времени ваш консультант звонит, если на рынке появляется что-то интересное. Например: «Сегодня пришел новый пресс-релиз, я посмотрел, и мне кажется это выгодным. Все деньги, конечно не стоит вкладывать, но вот такую бы сумму я бы советовал вложить в акции».

Здесь также важно предостеречь инвесторов о наличии рисков, поэтому решения об инвестировании надо принимать взвешенно, основываясь на анализе доступных данных и ни в коем случае не вкладывать последние деньги или весь объем сбережений в ценные бумаги.

Где взять такие кадры? Пока таких специалистов (имеющих официальный квалификационный аттестат) в Узбекистане около трехсот человек, это очень мало, но и массового спроса на их услуги не было. Но это сфера с перспективой и есть смысл вкладываться в знания по этому профилю. В скором времени это будет чрезвычайно востребовано. Уверен, что когда всё заработает, таких специалистов станет на порядки больше.

Что пытается создать Агентство по развитию рынка капитала?

Экосистему. Базис, фундамент, на котором будут появляться институты коллективных инвестиций и так далее. Государство не должно вмешиваться в этот процесс чрезмерным контролем — всё отладит рынок.

Наша задача — создать рамки, в которых всё это будет функционировать, убрать препоны, написать четкие и понятные правила игры, устранить первоначальные риски — цена входа на этот рынок должна быть адекватной и прозрачной, участники «входят в чистой обуви», с реальным продуктом в портфеле. А дальше всё зависит от прилагаемых усилий и рыночной конъюнктуры.

Что конкретно уже сделано?

В процессе дорожная карта, создание координационного совета, где, помимо всех руководителей профильных министерств, также присутствуют и международные финансовые институты. Этот совет уполномочен принимать решения по выработке стратегии, без перекосов к любым интересам. Создается проектный офис, в который будут привлечены профессионалы, у которых есть опыт создания аналогичных рынков в других юрисдикциях.

К концу 2019 года (20 декабря) должен быть представлен проект Стратегии развития рынка капитала, и в нем должно быть предусмотрено всё. Этого срока достаточно для вдумчивого подхода.

Сейчас на фондовом рынке торгуется очень узкий спектр инструментов, за год торгами охвачены акции от силы сто компаний. А стабильно ежедневно торгуемых и десяток не наберется.

Есть все предпосылки для того, чтобы рынок капитала работал на благо нашей страны и ее жителей, помогал привлекать средства на цели развития. Надо только подтянуться.

А законы экономики одинаковы для всех, как законы физики. Никаких особых территориально-менталитетных особенностей у нас нет. Надо просто продолжать движение в правильном направлении.

Аскар Обидов родился в 1977 году. Окончил Университет мировой экономики и дипломатии, факультет «Международные экономические отношения», Мидлберийский институт международных исследований в Монтерее (Калифорния, США), факультет Fisher Graduate School of International Business. Стипендиат Фонда Президента Республики Узбекистан «Умид».

Работал на фондовой бирже «Ташкент», в центрах ценных бумаг и управления госактивами, в издательском доме «Бизнес-дейли медиа» и Госкомконкуренции.