В августе прошлого года вышло постановление об организации деятельности семейных гостевых домов. Документ упростил систему сертификации услуг семейных гостевых домов, а банкам рекомендовано выделять льготные кредиты на ведение этого бизнеса.

Основатель гостевого дома Nice в Ташкенте Номан Икрамжанов рассказал специально для Spot, в чем преимущества такой формы размещения, каковы перспективы направления в Узбекистане и как он рассчитывает зарабатывать 7 млн сумов в пик туристического сезона.

Открыть гостевой дом за два месяца и 20 млн сумов

К созданию гостевого дома я пришел после того, как президент объявил о том, что туризм — одно из важнейших экономических направлений Узбекистана. Сейчас идет мощная реклама нашей страны, все наши посольства работают над этим, и работают как надо, и мы это видим. Также туристов привлекают цены на наши товары и услуги — такси, еда, проживание, всё это в сумме привлекает гостей.

Я начал следить за публикациями в прессе и заметил, что количество туристов, прибывающих в страну, растет, а мест для их размещения не так много. К тому времени как раз освободился дом, который я сдавал в аренду, и я начал подготовку — подал документы, купил кровати, постельные принадлежности, посуду и столы.

На эти покупки ушла большая часть средств, всего я вложил 20 млн сумов из своих сбережений. Через два месяца, в октябре 2018 года, гостевой дом Nice уже открылся. В доме четыре комнаты площадью от 17 до 22 м².

Чтобы открыть гостевой дом, нужно оформить семейное предприятие — это занимает час в Центре государственных услуг. Идете туда с членом семьи, подаете заявление об открытии. Далее нужно оформить выписку из реестра для семейных гостевых домов в департаменте развития туризма при хокимияте, его будут рассматривать три дня.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

До того как произойдет выписка, к вам в течение трех дней должны прийти проверяющие из департамента развития туризма при городском хокимияте, они осматривают дом и выносят заключение.

Как происходит оценка: проверяющие смотрят, есть ли водоснабжение, канализация и другие инженерные коммуникации, интернет, телефонная связь. Еще они просят приобрести огнетушители, создать прайс-лист, сделать вывеску, а также табличку с контактными номерами колл-центра Госкомтуризма.

Туристам интересен обыкновенный быт

Человек, который хочет открыть гостевой дом, должен быть коммуникабельным, любить людей, уметь уделять внимание гостям. Со сложностями я не столкнулся — у меня уже был опыт общения с иностранцами во время работы в МИД, да и образование юриста-международника помогло. Здесь всё зависит от того, какой у вас опыт путешествий за рубежом, есть ли представление о том, как работают зарубежные гостиницы.

Тем более что мы не претендуем на уровень пятизвездочного отеля — гостевой дом не предполагает таких требований, которые предъявляются гостиницам. Здесь, наоборот, нужна семейная атмосфера, туристы должны видеть наш быт.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

К нам чаще всего селятся туристы из России, Казахстана и стран Западной Европы, в основном те, кто приезжает семьями. Можно сказать, что 50% нашей аудитории — семейные туристы.

Много туристов с детьми из Казахстана и России, а среди европейцев преобладают супружеские пары и одиночные командировочные. В среднем гости остаются в доме на два дня. С туристическими агентствами сотрудничаем редко, так как у них достаточно крупные группы, если у кого-то небольшие группы, мы их принимаем.

Стоимость комнаты для одного человека — от 150 тысяч сумов за сутки, для семьи — от 300 тысяч сумов. В эту сумму у нас входит только завтрак, другие услуги пока не планируем вводить: для готовки обеда и ужина нет времени и удобств, для размещения ресторанчика — нет места. В будущем, если позволят финансы, планирую ввод транспортных услуг — экскурсии по городу или поездки в Самарканд, или скидки на проживание, если постоялец приезжает на длительный срок.

Также хочу поставить мини-холодильники во все номера, предоставлять дополнительные напитки, установить во дворе топчан. Мы посадили во дворе традиционные для Узбекистана деревья — персик и гранат, а то везде сажать арчу это неинтересно.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Главное — не терять дух Узбекистана. Наши гости именно хотят почувствовать, как живет обычная узбекистанская семья. Поэтому тут не надо ничего копировать, всё, что нужно — оставаться собой.

Гостевые дома выигрывают в том, что каждый постоялец получает свою порцию внимания от хозяина, тогда как в крупных гостиницах владелец не общается с постояльцам. Если вам администратор уделит 10−15 минут, это уже большое дело. А тут хозяин, хозяйка душевно беседуют с каждым гостем, рассказывают о нашей стране, дают советы, куда сходить, где и что посмотреть.

Прогнозы: 10 млн сумов дохода в месяц

Для продвижения в первую очередь мы используем интернет. По мере возможности рекламируемся на сайтах бронирования — Booking.com, Hotels.ru. Пока денег в продвижение в социальных сетях еще не вкладывал, но уже думаю над этим.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Если говорить о традиционных методах продвижения, то давать рекламу на местном радио не имеет смысла, турист очень редко его слушает. Создавать рекламные флаеры — это хорошо для больших гостиниц. Поэтому делаем ставку на онлайн-активности.

Говорить о том, насколько прибылен наш гостевой дом, еще рано: надо поработать во все сезоны, чтобы сделать выводы. Пока финансовых убытков нет, но и прибыли не так много. За октябрь, в первый месяц работы, заселилось 20 человек, это был один из пиков сезона. А вот конец осени и зимний период — почти мертвый сезон. С марта по апрель этого года в месяц заселяются 60−70 гостей. В чиллю мы еще не работали, это тоже низкий сезон.

Среднее количество постояльцев в месяц тоже пока не могу назвать, это будет ясно по итогам года работы. Хочется, чтобы заселяемость в сезон была 75−80%, не в сезон хотя бы 30−40%.

В мертвый сезон прибыль 2 млн сумов в месяц, в сезон, по моим прогнозам, доход составит 10 млн сумов, а прибыль — 7 млн сумов в месяц. Уже сейчас прибыль за март составила 7 млн сумов, а в апреле почти 10 млн сумов. Думаю, к концу года полностью окупим вложения.

Расходов у нас примерно 1,5 млн сумов в месяц — в основном на продукты для завтраков, моющие средства для дома, химчистку. Зимой много уходит на оплату газа, горячей воды и отопления, а летом возрастут расходы на электричество. Что касается налогов, то как семейное предприятие мы платим 4% от оборота.

«Я вижу позитивные изменения в сфере»

Мы постоянно держим связь с Госкомтуризма, меня несколько раз вызывали на обсуждение в комитет, изучали наши предложения. Мы общаемся через Telegram, есть группы, где публикуются различные новые положения в сфере, которые держат нас в курсе. Не сказал бы, что из Госкомтуризма приходит много проверок, их пожелания носят рекомендательный характер.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В целом я вижу позитивные изменения в туристической сфере. Очень удобно, что изменили подачу документов на проживание иностранцев в гостевых домах.

Раньше надо было идти в ОВИР и стоять в очереди на регистрацию, а теперь документы можно подать онлайн на сайте emehmon.uz.

Если предприниматель предоставляет средство для размещения туристов, вам дают аккаунт и регистрируют в системе. Оплата проходит онлайн через Uzcard. Можно сказать, что это прорыв, столько времени можно сэкономить.

Конечно, есть и проблемы — например, не во всех заведениях принимают карты Mastercard, Visa. Это не такая уж большая проблема, на мой взгляд, но гости жалуются. Есть проблемы и с железнодорожным транспортом — билет на поезд Afrosiyob сложно купить онлайн.

Раньше я скептически относился к туристическому потенциалу нашей страны, но процессе общения с гостями понял, что потенциал огромен. Их положительные отзывы о людях в Узбекистане, наших достопримечательностях и кухне вдохновляют меня на развитие гостевого дома.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Номан Икрамжанов родился в 1971 году в Ташкенте, окончил Университет мировой экономики и дипломатии в 1995 году по специальности «юрист-международник». С 1996 по 2006 годы работал в центральном аппарате Министерства иностранных дел Узбекистана и менеджером управления в компании Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston. С 2008 года как индивидуальный предприниматель занимается строительством частных домов.