Развитию рынка капитала в Узбекистане препятствуют низкий уровень финансовой грамотности населения, сложность законов, отсутствие институциональных инвесторов, большая доля государства в акционерных обществах, а также недостаточное количество инструментов защиты интересов акционеров.

Об этом на очередном Town hall meeting, посвященном Стратегии развития рынка капитала Узбекистана на 2020−2025 годы, рассказал директор Агентства по развитию рынка капитала Атабек Назиров, передает корреспондент Spot.

Сегодня объем ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, составляет всего 0,5% от ВВП страны. Вся же рыночная капитализация ценных бумаг по итогам 2017 года составляла 5,9% от ВВП.

По мнению Атабека Назирова, это «мизерные цифры», которые, с другой стороны, показывают огромный потенциал для роста.


При этом в структуре ценных бумаг основная доля приходится на банковскую сферу (86%), которая на 83% принадлежит государству.

Из 603 существующих в стране акционерных обществ 22% (132 АО) листингуются на фондовой бирже. Участие государства в этих компаниях превышает 80%, в денежном эквиваленте это равно примерно $5,5 млрд. Основная часть (99%) рынка ценных бумаг приходится на акции, 1% — на облигации.


Директор агентства также представил сравнительный анализ рынка капитала с банковским сектором.

«Мы все прекрасно знаем, что в развитых странах, особенно в англосаксонских странах, например, в США, Англии, основная часть финансирования экономики идет за счет средств акционерного капитала, облигаций и лишь меньшая состоит из формы банковского финансирования», — отметил Атабек Назиров.

В Узбекистане же активы банковского сектора в 130 раз превышают free-float всех ценных бумаг на рынке капитала.

Free-float (с английского «свободно плавающий») — доля акций, которые находятся в свободном обращении. То есть их может приобрести абсолютно любой субъект фондового рынка в любом количестве. Не все акции компании попадают на биржу: часть может находиться в собственности ее учредителей, государства, крупных акционеров, под арестом или в залоге.

Еще одним якорем выступает казначейство страны, которое ежегодно выделяет порядка $12 млрд из уплаченных населением налогов на финансирование государственных расходов.


Чтобы эффективно развивать экономику Узбекистана, сбалансировать структуру ее финансирования, необходимо развивать рынок капитала, подчеркнул глава агентства. Он также перечислил основные барьеры, которые мешают этому развитию.

«В первую очередь — это защита прав инвесторов. Насколько права миноритарных акционеров или портфельных инвесторов, которые не имеют контроля в предприятии, защищены сегодня? В мире это является основным критерием перед тем, как компании привлекают портфельных инвесторов в свой капитал. Не имея контроля над компанией, инвестор должен быть уверен, что его права будут защищены, что дивиденды будут платиться вовремя. Это критично», — сказал Атабек Назиров.

Еще одним барьером на пути развития рынка является отсутствие институциональных инвесторов — стране необходимо увеличивать потенциал инвестиционных посредников.

«В мире на больших [фондовых] рынках (на биржах в Лондоне, Гонконге, Токио), рынок формируют инвестиционные посредники. Это брокеры, управляющие активами, которые занимались этим бизнесом на протяжении 200 лет. Они этот опыт набирали веками. Создать подобную индустрию [в Узбекистане] даже за десятилетия будет успехом. Хотелось бы видеть в Узбекистане и международных игроков, если не сами компании, то хотя бы профессионалов, которые получили опыт за рубежом и открыли компании в нашей стране», — отметил он.

Третий барьер — низкая финансовая грамотность всего населения. В задачи агентства как регулятора входит защита прав акционеров, поэтому ведомство намерено инвестировать в улучшение финансовой грамотности населения. Люди должны понимать риски вложения в акции, в облигации.

Четвертый барьер — очень сложные законы. Агентство провело инвентаризацию всех нормативных актов, на которые оно опирается в ходе своей деятельности. Оказалось, что их порядка 50, включая законы, постановления правительства и президента, ведомственные акты.

Сейчас агентство планирует внедрить обновленную правовую базу, в том числе ввести упрощенные и консолидированные законы в Единый кодекс рынков капитала. В итоге обновленная законодательная база должна установить понятные для всех правила и функции эффективной деятельности, противодействуя злоупотреблениям на рынке.

Пятый барьер — массивная роль государства в акционерных обществах.

«Государство контролирует 82% акций в акционерных обществах, но в этом нет ничего негативного. Это наши реалии, так уж сложилось исторически. Сейчас нам нужно просто двигаться дальше — проводить приватизацию. Кроме того, приток компаний на рынок должен состоять из частных компаний», — считает Назиров.

Он также представил концептуальное видение стратегии развития рынка капитала, которая нацелена на поддержку устойчивого роста экономики страны. Для этого агентство должно обеспечить слаженное функционирование и развитие всех сегментов финансового рынка.