Основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов начал публиковать свои экономические принципы. Предприниматель сообщил, что когда всё будет дописано, то выпустит все 12 текстов одной книгой.


#1 «Дороги, которые мы выбираем»

Жизнь состоит из череды различных решений, которые мы сотнями принимаем каждый день. Суть этих решений заключается в том, что мы должны выбрать один из нескольких возможных и доступных нам вариантов.

Решения эти могут быть простыми и рутинными: во сколько проснуться? Как одеться? Что съесть на завтрак? На чем поехать на работу? Что подарить племяннице на день рождения?

Могут они быть и более сложными: какую выбрать карьеру? На ком жениться? Снимать квартиру или влезть в ипотеку?

За каждым принятым решением лежат наши интересы. Они могут быть материальными и нет, осмысленными или не очень. Интересы эти состоят из определенных мотивов и стимулов, набора потенциальных благ и выгод, которые делают для нас одни варианты более привлекательными, чем другие. Но каждый такой выбор заключает в себе не только выгоды, но и стоимости.

Бывает, мы выбираем из двух благ, тогда мы пытаемся сравнить, которое из них сулит нам большее. А бывает, мы выбираем из двух зол, тогда мы выбираем меньшее.

При этом мы сопоставляем не только их собственное абсолютное значении, но также и их стоимость. Например, когда я решаю, где мне отобедать, моим первым выбором было бы, конечно, поехать домой: там всегда есть вкусная, безопасная и недорогая еда (не бесплатная еда — в жизни ничего не достается нам бесплатно, но об этом позже).

Но, если я решу ехать домой, то стоимость моей поездки, кроме прямых транспортных расходов, выльется еще в почти целый час истраченного на дорогу времени. И я принимаю решение отобедать в соседнем с офисом кафе или, того лучше, заказать быстрый обед через Express 24.

Все наши решения, даже самые, казалось бы, тривиальные, на самом деле являются продуктом сравнения и выбора по множеству различных параметров (обстоятельств) и измерений.

Например, бриться утром или нет? Этим вопросом я задаюсь чуть ли не каждое утро. Для меня в этом решении есть определенная стоимость, кроме затраченного времени и усилий. Кожа моего лица несколько раздражительна, и после каждого бритья неприятные ощущения на ней длятся еще какое-то время.

Внешне это незаметно, но где-то полчаса после каждого бритья я не могу даже касаться своего лица, будто на нем нет кожи.

В тот момент, когда я принимаю это решение, глядя в зеркало утром, в течение доли секунд я оцениваю состояние своей щетины, во что я буду одет, важность и значимость предстоящих сегодня встреч и мероприятий.

Мотивы, стимулы и стоимости нашего выбора могут измеряться совершенно разными единицами измерения и принадлежать к совершенно различным категориям реальности: время, стоимость, дальность, сложность и так далее и тому подобное, но наш мозг и наши эмоции каким то удивительным образом оценивают их, приписывая каждому рассматриваемому параметру вес, чтобы сравнить получившееся неравенство, приведенное к «общему знаменателю», то есть две точки на одной оси.

Никто не гарантирует, что каждое такое решение окажется правильным и принесет выгоды или убережет нас от потерь и неприятностей. Мы должны понимать, что каждое наше решение и каждый наш выбор сопряжены с определенными рисками. То есть очень важно запомнить формулу :

наш выбор = выгода − стоимость нашего выбора ± риски/удачи*
_____________________________________________
*Здесь риски/удачи обычно олицетворяют сумму потерь или благ от всех неучтенных параметров и обстоятельств, помноженных на вероятность наступления последствий каждого из них. Чем больше параметров мы упустили, тем выше вероятность и размер отклонения от ожидаемого результата, и мы называем такие решения ошибочными.

Чем же мы руководствуемся, принимая свои решения? Как я сказал выше, мы руководствуемся своими интересами. И в этом нет ничего постыдного и предосудительного.

Мы потомки тех поколений, которые выжили в долгом эволюционном процессе, через всю историю человечества. Наши предки обладали хорошими инстинктами самосохранения, любви к себе и заботы. Они передали нам свои гены, и эгоизм в какой-то степени есть в ДНК каждого из нас.

Это очень важно помнить: люди преследуют свои интересы и делают всё, чтобы удовлетворить свои нужды и потребности. И все мы всегда считаем, выгодно нам это или нет.

Когда со мной спорят по этому поводу, утверждая, что есть альтруизм в кристально чистом виде, без какого бы то ни было расчета и меры, я утверждаю, что это лишь относительное суждение, если не сказать, что спорное.

Я вспоминаю прочитанную когда-то историю о том, как мать Тереза отказалась от здания в Нью-Йорке, которое принесли в дар ее благотворительной организации, по той простой причине, что на его ремонт и обустройство было нужно истратить много денег.

В ее фонде были эти деньги, но она справедливо считала, что эти деньги можно потратить так, чтобы они принесли еще больше пользы, чем этот приют в центре города. Помните, я говорил, что интересы необязательно бывают только материальными.

Мотивы и стимулы прекрасно работали даже в коммунистическом СССР. Где-то тоже читал, что когда текстильным предприятиям ставили план в метрах ткани, при строгих параметрах стандартов ткань становилась тоньше и, следовательно, бракованной. Тогда в порядке эксперимента фабрике установили план по весу ткани. Нетрудно догадаться, что скоро снова пошел брак, но ткань была уже толще стандарта.

Примечательно, что история эта случилась в самый пик сознательного коммунистического патриотизма, сразу после победы в конце 40-х, но рабочие, хребет большевистского строя, легко приносили качество в жертву своей премии за выполнение плана.

Пойдем дальше. Так как мы сказали, что при осуществлении выбора люди учитывают, как выгоды своего шага, так и его стоимость, то по мере того, как растёт стоимость их выбора, стимулы к принятию такого решения падает.

Например, если большинство пересядут на собственные автомобили, спрос на бензин вырастит, потянув за собой цены на бензин. Тогда кто-то из потребителей пересядет на общественный транспорт, кто-то на велосипед, а кто-то купит себе малолитражку. В результате потребление бензина снизится.

Но, если предположить, что бензин продолжает вырабатываться в прежних объемах, то у производителей образуются излишки и они, пусть и не радостно, но все же будут вынуждены снизить цены, дабы скорее освободить свои переполненные хранилища.

Следовательно, начинают страдать их прибыли, тогда как их цистерны стоявшие переполненными, постепенно начнут разгружаться. При вновь сниженных ценах, прибыль падает и нефтяники теряют стимул перерабатывать такое же количество продукции.

Здесь нужно помнить, что у всех сторон есть свои мотивы, стимулы, интересы и свой выбор, как у потребителей, так и у поставщиков. «Переработчики» теперь решают сократить производство, стабилизируя цены и по ходу улучшив свои финансовые показатели.

Наступает новое равновесие спроса и предложения, но уже на новых значениях цен. Вот почему в масштабах мира время от времени встречаются представители стран производителей нефти OPEC и устанавливают квоты добычи топлива.