Вопрос сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС представляет определенный интерес в силу нескольких ключевых факторов, пишет в статье для «Народного слова» Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан.

Во-первых, новые возможности в расширении экспортного потенциала. Необходимо отметить, что активизация внешнеэкономической деятель­ности Узбекистана происходит в условиях реформирования и обновления всей политической, экономической и социальной жизни республики.

Как результат, в 2019 году темпы роста ВВП составили 5,6%. Объем производства промышленной продукции вырос на 6,6%, экспорта — на 28%. В свою очередь экспорт текстильной продукции увеличился на 9,1%, продовольственных товаров — на 8,5%. За последние полтора года ВВП Узбекистана вырос с $44 млрд до $58 млрд.

Ожидается, что в ближайшие пять лет Узбекистан за счет роста производства в ведущих отраслях экономики (машиностроение, промышленность, ИКТ, фармацевтика, текстиль) увеличит показатель ВВП до $100 млрд.

В этих условиях актуален вопрос поиска новых рынков сбыта. Следует отметить, что в 2016—2019 годы общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС вырос на 60% — до $10 млрд.

По прогнозам экономистов, дальнейшая активизация сотрудничества Узбекистана в рамках ЕАЭС позволит увеличить экспорт только плодоовощной продукции до 30%, текстиля и кожевенно-обувной продукции — на 20−25%.

ЕАЭС также является площадкой для расширения экспорта товаров членов этой организации в третьи страны.

Например, ЕАЭС успешно развивает торгово-экономические отношения с третьими странами (Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия, КНР и другие) и интеграционными объединениями (АСЕАН, МЕРКОСУР, СНГ, Тихоокеанский альянс, Андское сообщество и другие).

Вполне естественно, что расширение сотрудничества с ЕАЭС также будет способствовать доступу товаров и услуг из Узбекистана не только на рынки стран СНГ, но и Европы, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

Во-вторых, увеличение притока инвестиций и активизация промышленной кооперации. Ни для кого не секрет, что в поддержании и наращивании экономических возможностей страны, увеличении валового национального продукта, повышении активности страны на внешних рынках важнейшую роль играют инвестиции.

Важно отметить, что в 2020 году Узбекистан планирует освоить инвестиции на сумму более $23 млрд. Вместе с тем в условиях масштабных преобразований в таких наукоемких и капиталоемких отраслях народного хозяйства Узбекистана, как машиностроение, промышленность, энергетика, транспорт, информационно-коммуникационные технологии, которые выступают драйверами экономического роста, возрастает потребность в привлечении дополнительных финансовых средств.

Тесное взаимодействие с ЕАЭС поспособствует повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана, который будет рассматриваться крупными инвесторами в качестве плацдарма для выхода на более обширные рынки евразийского пространства.

Нельзя не упомянуть тот факт, что активная вовлеченность Узбекистана в деятельность ЕАЭС позволит получить упрощенный доступ к финансовым средствам Евразийского банка развития (ЕАБР), уставный капитал которого составляет около семи миллиардов долларов.

Примечательно, что с момента начала своей деятельности ЕАБР привлек внешнее финансирование в совокупном объеме более $3,4 млрд. Общая сумма инвестиций банка в экономики государств-участников достигла $8,3 млрд.

Существуют большие возможности и в промышленной кооперации, что позволит в первую очередь развивать не сырьевые отрасли экономики, привлекать инновационные технологии в экономику, а также повысить конкурентоспособность продукции.

На текущий момент в рамках ЕАЭС создана база для углубления промышленного сотрудничества предприятий разных секторов экономики. Объем ВВП стран — членов ЕАЭС в 2018 году составил $1,9 трлн, промышленного производства — $1,2 трлн, производства продукции сельского хозяйства — $109 млрд.

В-третьих, развитие транспортно-коммуникационных связей. Наличие развитой и благоприятной транспортной инфраструктуры, особенно для Узбекистана, не имеющего прямого выхода к морским путям, является основным условием опережающего развития внешнеэкономической деятельности.

Известно, что 80% внешнеторговых грузов Узбекистана перевозятся через страны — члены ЕАЭС — Россию, Казахстан и Кыргызстан. Это приводит к увеличению доли транспортных расходов в стоимости экспортных товаров и актуализирует развитие транспортно-коммуникационных связей в рамках Евразий­ского экономического союза.

Узбекистан не может оставаться в стороне от процессов формирования единого транспортного пространства и транспортных услуг в рамках ЕАЭС, страны-члены которого с 2015 года проводят скоординированную политику в данном направлении.

Использование транспортно-коммуникационных систем ЕАЭС обеспечит кратчайшие маршруты между Европой и Азией, выход к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и стран Европы.

По оценкам специалистов, расходы при транзите грузов через железнодорожные пути стран ЕАЭС могут сократиться до $220 млн. Более того, за счет упрощения таможенных процедур, формирования прозрачных тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал Узбекистана можно увеличить с нынешних семи миллионов тонн до 16 млн тонн.

В-четвертых, социальная и правовая поддержка трудовых мигрантов.

Участие в ЕАЭС будет способствовать созданию правовых и институциональных гарантий обеспечения всемерной поддержки трудовых мигрантов, временно осуществляющих свою деятельность в зарубежных странах.

Большинство из трудовых мигрантов — около 2,3 млн приходится на страны ЕАЭС, и, как показывает складывающаяся ситуация, в странах пребывания они сталкиваются с разными барьерами, прежде всего в вопросах доступа к качественным социальным, медицинским и правовым услугам, средствам эффективной защиты своих социально-трудовых прав.

В нормативно-правовых актах ЕАЭС закреплены преференции при легализации трудовой деятельности и пребывания в стране — участнице союза, гарантируется право граждан на прямое признание документов об образовании без проведения каких-либо процедур, а для детей трудящихся мигрантов предусмотрены права на посещение дошкольных учреждений и получение образования.

Соответственно решение этих вопросов не только позволит улучшить правовое и социальное положение наших граждан, но и предоставит дополнительные возможности обеспечить свое благосостояние и качество жизни.

Ожидается, что в результате устранения указанных барьеров ежегодные совокупные доходы трудовых мигрантов увеличатся на два миллиарда долларов. Это в свою очередь создаст необходимые условия для самореализации и повышения конкурентоспособности трудовых мигрантов из Узбекистана на рынке труда в странах ЕАЭС.

В-пятых, рост потребностей в энергоресурсах.

Нельзя забывать, что в условиях поступательного развития экономики, роста численности и повышения уровня жизни населения в Узбекистане увеличивается потребность в энергоресурсах.

Уже сегодня для обеспечения внутренних потребностей Узбекистан ежегодно импортирует из стран ЕАЭС около 400 тысяч тонн нефти. По прогнозам экономистов, к 2030 году объем импорта нефти может составить около трех миллионов тонн.

Более того, потребность Узбекистана в электроэнергии к 2030 году с нынешних 69 млрд кВт.ч возрастет до 117 млрд кВт.ч.

В связи с этим актуализируется вопрос стабильной поставки энергоресурсов на взаимовыгодных условиях. Налаживание более тесного диалога Узбекистана с ЕАЭС, участниками которого достигнута договоренность о создании к 1 января 2025 года единого энергетического рынка, позволит обеспечить растущие потребности в топливно-энергетических ресурсах по внутренним ценам ЕАЭС.

Как видно из вышеизложенного, есть серьезные основания для рассмотрения возможности участия в ЕАЭС. В то же время нельзя игнорировать и прогнозные оценки экономистов о возможных минусах и издержках от сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС.

В частности, отмечается вероятность жесткой конкуренции с крупными компаниями стран ЕАЭС в автомобильной, угольной и металлургической промышленности, фармацевтической отрасли, производстве продовольствия, которые являются ключевыми секторами экономики и формируют более 30% ВВП нашей страны.

Более того, в рамках ЕАЭС имеются некоторые нерешенные вопросы, которые проявляются в наличии разных технических и тарифных барьеров в сфере торговли, усложняющих реализацию единой экономической политики стран ЕАЭС.

Сохраняющиеся риски актуализируют необходимость более детального и глубокого изучения деятельности данной структуры с целью формирования четкого представления того, с чем Узбекистан может столкнуться в реальности.

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным изучение возможности участия Узбекистана в ЕАЭС в качестве наблюдателя.

  • С одной стороны, статус наблюдателя выводит сотрудничество с ЕАЭС на качественно новый уровень, в то же время не ограничивает экономический суверенитет страны и не предполагает передачу суверенных полномочий наднациональным органам ЕАЭС.
  • С другой стороны, это позволит всесторонне изучить положение дел внутри данного союза и принять решение в отношении ЕАЭС после тщательного анализа всех возможных последствий присоединения страны к этой структуре и их соответствия стратегическим приоритетам и национальным интересам страны.

При этом статус наблюдателя придаст существенный импульс развитию экономики Узбекистана уже в силу ряда факторов.

Первый из них заключается в адаптации национальной экономики к требованиям и правилам на пространстве ЕАЭС.

Важно отметить, что большинство стран, с которыми Узбекистан граничит и активно сотрудничает, интегрировано в единое экономическое пространство, регулируемое общими правилами союза.

В связи с этим, вовлеченность в ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя открывает возможности для более углубленного изучения экономических процессов, норм и правил, действующих в рамках Евразийского экономического союза.

Это позволит проводить более эффективную внешнеэкономическую деятельность, всесторонне учитывающую складывающиеся вокруг Узбекистана трансформационные процессы, и упредить возможные риски и угрозы в ходе принятия политико-экономических решений, вносить соответствующие коррективы в экономическую политику.

Еще один важный фактор — стимулирование национальных производителей.

Статус наблюдателя, а также перспективы вхождения в качестве полноценного члена в ЕАЭС и усиления конкуренции на обширном евразийском пространстве подвигнет отечественных предпринимателей к модернизации производственных процессов, повышению качества продукции, снижению себестоимости товаров, привлечению новых технологий и проведению рыночных реформ.

Это также создаст для национальных производителей благоприятные условия для развития их собственных конкурентных преимуществ и успешного вывода своей продукции на рынки ЕАЭС. При этом бенефициарами данного процесса станут рядовые потребители.

Третий фактор — эффективное отстаивание национальных интересов.

Активная во­влеченность в качестве наблюдателя в ЕАЭС, безусловно, предоставит Узбекистану возможность также наработать навыки сотрудничества в рамках ЕАЭС — детально изучить процесс принятия совместных решений и убедиться, как учитываются интересы государств организации, подготовить в последующем необходимую инфраструктуру и кадровый потенциал для эффективного взаимодействия с союзом.

При этом очень важно, что на совместных мероприятиях будет налажен диалог со всеми государствами — членами ЕАЭС, которые формируют «правила игры» в рамках единого экономического пространства. Это позволит уже на этапе наблюдения отстаивать собственные интересы при принятии решений в рамках интеграционного объединения.