Цветочный бизнес остался не у дел — в условиях кризиса это последнее, на что люди хотели бы тратить деньги.

Убытки цветочных магазинов были ожидаемы — цветы являются недолговечным товаром, который нельзя просто подержать на складе до окончания карантина.

Но сложнее всего ситуация обернулась для местных производителей цветов, которые вынуждены срезать их сейчас, чтобы иметь возможность вырастить следующую партию.

Мы поговорили с тремя представителями цветочного бизнеса и выяснили, покупают ли люди цветы во время самоизоляции и во сколько они оценивают свои убытки на конец апреля и как изменится рынок после карантина.

Убытки до 100 млн сумов

Мухрим Абдулазизов, директор по развитию и маркетингу салона цветов Toshkent Gullari рассказывает, что примерно с 17 марта, как только стало понятно, что ситуация с вирусом обостряется, им пришлось отменить свои курсы флористики.

При этом один курс был уже на подходе, к нему были подготовлены материалы — все это пришлось выбросить в мусор. Следом закрылись два филиала в отеле International и Tashkent City. Когда ввели стикеры, салону пришлось закрыться полностью.

До введения запрета на передвижение на машинах бизнес выручал интернет-магазин: еще до начала карантина компания вложилась в онлайн-торговлю и развивала это направление. Все сотрудники сети сейчас в оплачиваемом отпуске.

«Срезанные цветы мы бесплатно раздали нашим сотрудникам и обычным людям. Комнатные растения остались, их поливаем 1−2 раза в неделю сами, чтобы минимизировать убытки. Я сам хожу пешком до салона. Если бы мы знали о том, что запретят передвижение, то устроили бы какие-то акции, возможно, продавали цветы хотя бы по себестоимости», — рассказывает Абдулазизов.

По словам представителя Toshkent Gullari, это несравнимо с тем, какие трудности испытывают производители цветов и фермеры: они отпустили всех сотрудников и работают сами, пытаются как-то ухаживать за цветами, чтобы не потерять все деньги, но все равно больше половины товара приходится выкидывать.

«Когда все только началось, наша выручка упала на 30%-40%, дальше эта цифра дошла до 80%-90%, а с 30 марта выручка упала до нуля», — признался Мухрим Абдулазизов.

Пока же убытки компании составляет около 100 млн сумов, но как считает руководство компании, эта цифра увеличится.

28 апреля компания смогла наладить доставку цветов через сервисы такси и частично восстановить работу салона.

«Уходим в минус, но сможем восстановиться быстро»

Основатель Дома цветов GOODVEEN Рубен Саакян говорит, что вплоть до объявления карантина у магазина были вполне достойные продажи.

28 марта Саакян объявил о временном добровольном закрытии магазина. За два дня компания опустошила склады и витрины от цветов и цветущих растений. Около трети цветов и растений продали дешевле их себестоимости, а оставшиеся просто раздали.

«На мое решение в тот момент повлияла не выгода и не потери, а прежде всего забота о моих сотрудниках и клиентах. Нам сказали, что коронавирус живет во влажной среде дольше, чем на сухой поверхности. В таком случае цветы — замечательные разносчики вируса», — рассказывает основатель.

Руководство магазина очень тронуло, что клиенты повели себя как настоящие друзья — компания получила множество предложений подержать у себя дома растения и после карантина вернуть.

Несмотря на то, что цветы — это последнее, о чем думают люди в режиме повышенной экономии, звонки и заявки через другие каналы бренда не прекращаются.

Сейчас руководитель Дома цветов GOODVEEN ждет решения арендодателя об отмене арендной платы на период карантина и, по его словам, надеется на понимание, так как отношения с владельцем помещения у бренда уже долгие.

Около 30% сотрудников магазина имеют полную или частичную занятость и получают зарплату, 70% сотрудников получили материальную помощь и были отправлены в оплачиваемый отпуск.

Они также будут продолжать получать материальную и любую необходимую помощь до окончания изоляции, возможно, и после. Компания открыла группу экстренных сообщений, куда любой сотрудник может обратиться с просьбой или предложением о помощи.

По словам основателя, сейчас магазин уходит даже не в ноль, а в ощутимый минус, тратя пока «накопленный жир», но он не унывает:

«Я привык рассчитывать только на себя и свою команду. Мы не тратим время зря — прокачиваемся, набираемся знаний и сил. Уверен, с началом работы сможем восстановиться довольно быстро, а вся эта ситуация окажет на бизнес омолаживающее воздействие», — делится Саакян.

Фермерам нужна помощь

Магазин и сервис доставки цветов Rose.uz c началом карантина был вынужден прекратить как онлайн, так и офлайн-продажу, закрыть магазин и временно распустить сотрудников в краткосрочный отпуск.

«Поставщики цветов — а это наши местные предприниматели и фермеры, с которыми мы работаем напрямую — обратились к нам с просьбой помочь реализовать выращенные ими цветы, чтобы хоть как-то компенсировать часть понесенных ими затрат и вложений. Сейчас им необходимо срезать с кустов цветы для подготовки следующего урожая», — рассказывает директор компании Авазбек Маъмиржонов.

Понимая сложное положение поставщиков, компания возобновила онлайн-продажу цветов местных производителей с доставкой покупателям до дверей.

Как изменится рынок после карантина

По словам Рубена Саакяна, тенденции к изменению рынка наметились еще до начала пандемии, а во время карантина приобрели четкие очертания.

Предприниматель обратил внимание на онлайн-продажи и возможности заказа цветов через службы доставки. Он будет развивать эти направления и после окончания периода самоизоляции.

Менеджер по развитию и маркетингу салона Toshkent Gullari, также считает, что бизнес будет переходить в онлайн, а компании будут уделять большее внимание развитию своих страниц в социальных сетях и запуску интернет-магазинов.

Увеличится и лояльность клиентов к онлайн-покупкам — если раньше многие из них сомневались в том, что представленный на сайте товар имеет такой же размер и внешний вид и не делали покупок, то после карантина доверия к интернет-продажам станет больше.

Директор салона Rose.uz считает, что при дальнейшей продолжении карантина и после него объемы продаж цветов сократятся из-за снижения покупательской способности населения:

«Мы отдаем себе отчет в том, что большая часть расходов населения будет связана с расходами на продовольствие и товары первой необходимости», — говорит Авазбек Маъмиржонов.

По его мнению, онлайн и офлайн-продажа цветов будет диверсифицироваться, к продаже будут добавляться и другие товары, необходимые населению, в том числе в условиях карантина и пост-карантинном периоде.

В целом же, рынок серьезно просядет до конца 2020 года, он будет в прямой корреляции с происходящими изменениями в экономической ситуации не только в нашей республике, но и в мире.

Вместе с тем он надеется, что сложившиеся условия в период карантина способствовали тому, что люди стали более добродетельными, сочувствующими, уважительными, внимательными и поддерживающими друг друга.

«Поэтому мы рассчитываем на то, что наши люди продолжат более активно оказывать друг другу знаки внимания и дарить цветы. Возобновятся свидания и романтические встречи у молодежи, продолжится сезон свадеб и празднования других памятных дат. Будем надеяться на лучшее и вместе с тем меняться, чтобы сохранить бизнес», — заключил Маъмиржонов.

Цветочный бизнес нуждается в государственной поддержке. Предприниматели считают, что им бы помогли налоговые и кредитные льготы.


От Spot. Поддержите бизнес во время карантина — подпишитесь на страницы Toshkent Gullari, Rose.uz и GOODVEEN в Facebook, рекомендуйте их друзьям и близким.