Узбекистану необходимо сформировать целостную модель локального финансового рынка, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики, в первую очередь частного сектора.

Мобилизация и эффективное распределение капитала для финансирования экономического роста возможны только при комплексной реформе и координированному развитию всего финансового рынка.

Это позволит снизить нагрузку на государство в качестве основного источника привлечения средств в экономику.

Пока в Узбекистане происходит разрозненное управление финансовым рынком: тем или иным его сегментом регулируют Центральный банк, Министерство финансов и Агентство по развитию рынка капитала (АРРК):


Единый регулятор позволит усилить эффективность политики развития всего финансового рынка. Поэтому в период борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса особенно актуально рассмотрение целесообразности его создания.

Директор АРРК Атабек Назиров в интервью Spot рассказал, почему Узбекистану необходим единый орган, отвечающий за развитие и регулирование финансового рынка, что это даст стране и какие функции он должен выполнять.

Как сегодня функционирует рынок

Исторически сложилось так, что финансовый рынок в Узбекистане развивался фрагментарно. При этом основные усилия государства были направлены на развитие банковского сектора.

Соответственно, наиболее доступные инструменты финансирования экономики имеются в банковской системе, где государство занимает доминирующую позицию (ему принадлежит 85% сектора), а совокупный размер активов сектора составляет более 50% от ВВП.

Аппетит к финансированию рискованных проектов (тем более венчурных) у банков минимальный, потому что, как правило, кредиты выдаются при условии обеспечения возвратности средств. Даже если проект не даст ожидаемой отдачи, заемщик должен вернуть деньги.

Соответственно, у банковского сектора есть свой естественный предел в отношении каких отдельных компаний (в зависимости от стадии их развития), а значит и экономики в целом, можно обеспечить финансирование за счет кредитных продуктов, которые в большинстве случаев должны быть обеспечены залогами.

Кроме того, все депозиты физических лиц гарантированы государством, что заставляет ЦБ применять жесткую политику регулирования сектора, чтобы обеспечить возвратность средств.

Поэтому в дополнение к кредитным продуктам развивающейся экономике Узбекистана жизненно необходимо выстроить внутренний рынок капитала, через который будут привлекаться в том числе и зарубежные инвесторы.

Нам критически необходимо наращивать культуру проведения инвестиций в акционерный капитал, научиться делить риски с инвесторами (как портфельными, так и стратегическими), и не бояться продавать контрольный пакет акций/долей.

Увеличивается объем государственных внешних заимствований (в основном номинированных в твердой валюте), привлеченных от международных финансовых организаций.

Сегодня займы и кредиты, привлекаемые в основном государством или государственными банками, предприятиями, стали основными источниками фондирования.

Это приходится делать именно потому, что в стране не удалось построить эффективный локальный рынок капитала. К сожалению, в Узбекистане не развиты институциональные и профессиональные инвесторы (страховые компании, пенсионные фонды, фонды прямых и коллективных инвестиций), не была обеспечена защита прав миноритарных акционеров, происходила постоянная девальвация национальной валюты (отсутствуют инструменты хеджирования валютных рисков), имеется запрет на продажу государственных ценных бумаг населению и не резидентам.

Все это указывает на необходимость формирования мощной внутренней финансовой системы, которая позволит уменьшить давление на государство как на основного источника привлечения средств в экономику.

Сегодня различные сегменты финансового рынка (банки, страхование, ценные бумаги, в том числе гособлигации, валютный рынок) регулируются тремя органами — ЦБ, Минфином и нашим агентством.

Соответственно, на этом рынке не хватает консолидированных усилий для его эффективного развития, проведения реформ, а также имеется острая нехватка опытных специалистов.

Один из способов решения этой проблемы — создание единого коллегиального органа, который будет определять политику развития и регулирования финансового рынка как единой целостной и взаимодополняющей системы.

Единый финансовый регулятор функционирует в Польше, Швейцарии, Германии, Южной Корее, Сингапур, Японии и многих других странах.

С 1 января этого года в Казахстане начало работу Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Ему передали функции развития и регулирования всего финансового рынка, которые ранее выполнял Национальный банк (центральный банк Казахстана).

Почему это необходимо

Для успешного функционирования финансового рынка все его компоненты должны развиваться вместе.

Что должно быть в финансовой экосистеме страны? В первую очередь нам необходимы институциональные инвесторы, которые умеют управлять деньгами, знают, куда и как их вкладывать.

На западном рынке граждане передают свои сбережения и пенсионные накопления в доверительное управление профессионалам, благодаря чему инвестиционные фонды превращаются в игроков, способных ставить требования компаниям, в которые вкладывают средства. Например, они могут усиливать менеджмент компании, назначать независимых членов совета директоров.

Они знают, куда должен идти капитал, где он будет работать и формировать дополнительную стоимость и прибыль.

Привлекая таких инвесторов в Узбекистан мы должны подумать, куда они могут вкладывать деньги. Частные и государственные компании, крупные корпорации должны эффективно работать и показывать прибыль.

Не все государственные предприятия сегодня являются прибыльными. Это указывает на низкую эффективность управления.

Немаловажным фактором является система разрешения споров. Законы, регулирующие рынок капитала, должны быть простые, гибкие, понятные инвестору, чтобы споры могли разрешаться справедливо у независимых судей, которые понимают суть проблем.

Особое значение в развитии рынка капитала имеют государственные ценные бумаги. На них строятся другие инструменты, как корпоративные облигации, акции. Гособлигации служат для инвесторов барометром низкорисковых инвестиций и самым ликвидным финансовым продуктом.

При определении ожидаемого возврата от других ценных бумаг они сравнивают премию с доходом от гособлигаций.

Этот рынок в Узбекистане не развивается. До сих пор государственные ценные бумаги не могут приобретать физические лица и иностранные инвесторы.

К сожалению, наше агентство не может развивать этот рынок, потому что уполномоченными органами являются ЦБ и Министерство финансов.

Также агентство не может внедрить производные инструменты на валютном рынке, так как согласно закону «О банковской деятельности» валютные деривативы регулирует Центральный банк.

Вот почему нужен единый регулятор, обеспечивающий формирование единой финансовой политики.

Что это даст Узбекистану

Зачастую единый регулятор подчиняется президенту и отчитывается перед парламентом, что обеспечивает его полную независимость.

Это, в свою очередь, создает условия для защиты прав акционеров. Инвесторы будут уверены в неприкосновенности своих вложений. При возникновении споров они смогут рассчитывать на справедливое решение вопроса.

Регулятором должен руководить не один человек, а комиссия. Это коллегиальный орган, обеспечивающий баланс мнений. В комиссию могут войти представители каждого блока, например, банковского сектора, страхового бизнеса, рынка ценных бумаг, пенсионных фондов.

Это поможет сформировать консолидированную политику развития и регулирования финансового рынка. Реформы будут проводиться не точечно в отдельных сегментах рынка, а комплексно.

В реалиях Узбекистана, когда проводятся агрессивные реформы, особенно важна координация действий.