Низкая доля промышленности в структуре производства — одна из причин, по которой страна может выйти из кризиса позже других. Масштаб урона ВВП отдельно взятой страны можно оценить, исследуя величину «надстройки» — сферы услуг, пишет для Forbes экономист Михаил Зельцер.

Ситуация в мире

В первую очередь на волне падения потребительской активности снижается спрос на услуги.

Это связано с высокой эластичностью сервисного сектора экономики, когда с целью сокращения затрат граждане начинают экономить на многом, что не относится к первой необходимости. При этом ухудшение сентимента менеджеров по закупкам промышленных товаров менее выражено по причине длительного производственного цикла.

По данным Всемирного банка, средняя доля сектора услуг в структуре ВВП стран мира с 1997 по 2019 год выросла с 50% до 55%.

Крупнейшие экономики из G20, чья суммарная доля в мировом ВВП по итогам прошлого года составила 78%, имеют существенные отличия в распределении источников благосостояния: за аналогичный период сфера услуг расширилась с 57% до 62%, а доля «реальной» экономики опустилась ниже 40%.

Разумеется, развитие сектора услуг страны характеризует рост благосостояния общества.

С другой стороны, кризисные явления бьют в первую очередь по процикличным отраслям экономики, а жесткие меры борьбы с пандемией и экономико-географические ограничения ставят на грань устойчивости положение хозяйствующих субъектов, задействованных в предоставлении услуг.

Отражением уязвимости стран, чья экономика базируется на сфере услуг, служит динамика рынка труда. Большая занятость населения в сервисных секторах экономики уже привела к коллапсу во многих странах мира.

Наглядным примером служит ситуация в США и Канаде, где доля сферы услуг варьируется от 77% до 67%: уровень американской безработицы взлетел к 15% после 4,4% в марте; статистика рынка труда Канады отразила рост показателя до 13%, на протяжении последних лет безработица в стране не превышала уровень в 6%.

Для сравнения, рост безработицы в Китае (доля сферы услуг — 52%) не превысил 1 п. п., поднявшись в апреле к 6%.

Страны с высокой долей сервисной экономики могут столкнуться с повышенным давлением на рынок труда и по цепочке на потребительскую активность населения. В зону риска попадают США, Великобритания, Швейцария, Франция, Нидерланды, Япония, Сингапур, Испания, Канада, чьи показатели удельного веса сектора услуг достигают, а порой превышают отметку в 70%.

Относительной устойчивостью обладают экономики Индонезии, Индии, Китая, России, Южной Кореи, Казахстана, где доля сервиса находится в области 50%.

Таким образом, международное расширение сферы услуг носит эволюционный характер: высокие технологии обеспечивают повышение эффективности и рост благосостояния общества, что неминуемо приводит к увеличению спроса на сервисную экономику.

Ситуация в Узбекистане

По данным Государственного комитета по статистике, в январе-марте объем валового внутреннего продукта (ВВП) Узбекистан в текущих ценах составил 110 трлн сумов. Из них валовая стоимость производства товаров составила 55 трлн сумов, сферы услуг — 44 трлн сумов, чистые налоги на продукты — 10 трлн сумов.

В процентном соотношении на сферу услуг пришлось 44,2%, что близко к показателям стран с относительной устойчивостью.

Как было сказано выше, развитие сектора услуг страны характеризует рост благосостояния общества. В Узбекистане доля сферы услуг растет последние три года в 2018 году было 28,5%, в 2019 году — 36,8%.

Экономико-географические ограничения 2020 года обусловили существенное уменьшение располагаемых доходов населения и падение спроса на услуги.

Спад покупательной активности повысил корпоративные риски — происходит закономерный и резкий рост безработицы в странах с низкой долей промышленности в ВВП. В конечном счете давление на сектор услуг и далее на всю экономику таких стран лишь усиливается, а время выхода из кризиса удлиняется.