Президент Шавкат Мирзиёев 25 мая провел совещание, посвященное вопросам обеспечения устойчивого функционирования и последовательного развития транспортной отрасли.

На нем были рассмотрены вопросы привлечения новых авиаперевозчиков на рынок гражданской авиации в целях усиления конкуренции, передачи Uzbekistan Airways в управление престижной зарубежной компании.

Руководитель Международного института развития инфраструктуры, директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support (Литва), авиаэксперт Олександр Ланецкий предполагает, что этого не произойдёт.

«Передача авиакомпании в момент глобального кризиса всей авиаотрасли мира, и даже глобальной экономической катастрофы, навряд ли возможна на хороших для Узбекистана условиях», — пояснил Ланецкий.

Он отметил, что кооперирование с иностранными консультантами и специалистами для управления активами — это распространённая практика. В той же Air Astana большинство директоров — иностранцы.

«Но их обычно привлекают не как иностранную управляющую компанию, а каждого отдельно с персональной ответственностью за результат», — подчеркнул эксперт.

Сейчас в мире наблюдается обратная ситуация — государство национализирует авиакомпании. Это происходит и в Германии, и в США, и в Китае. Приватизацией активно занимаются только Бразилия и Украина — в стране ведутся переговоры о передаче своих активов в управление иностранцам.

Антикризисный совет и поэтапная приватизация

«Насколько мне известно, в мировой практике отсутствуют случаи передачи национальных авиаперевозчиков в управление зарубежным частным компаниям», — отметил учредитель компании по авиасервису и туризму AviaST (Россия), эксперт по гражданской авиации Зафар Хусаинов.

Эксперт считает, что наиболее оптимальным решением было бы создание антикризисного совета директоров (с привлечением как международных, так и местных экспертов в области гражданской авиации) и внедрение поэтапной приватизации.

При охвате советом всей деятельности авиакомпании у каждого из директоров будет своя сфера ответственности. К примеру, один отвечает за коммерческую деятельность, другой — за техническое направление, третий — за работу с летным составом, четвертый — за безопасность, пятый — за работу с персоналом.

По словам Зафара Хусаинова, совет должен обладать широкими полномочиями, и нынешнее руководство авиакомпании обязано подчиняться решениям экспертного состава.

«Если говорить о поэтапной приватизации, то на начальном этапе Узбекистану нужно сохранить контрольный пакет акций (50% + 1 акция), так как нельзя всю отрасль в одночасье отдавать в частные руки», — отметил он.

Контрольный пакет дает право принимать глобальные решения в компании: назначение руководящего состава, передача и приобретение собственности, планирование расходов и так далее. Так что представитель государства в совете директоров Uzbekistan Airways будет иметь последнее слово по всем стратегическим решениям.

Правильно будет начать поэтапно реализовывать акции, сокращать долю государства до контрольного пакета, а в будущем, исходя из реалий и ситуации на авиарынке Узбекистана, можно будет сократить до блокирующего пакета (который тоже дает большое влияние), чтобы у частных собственников было больше свободы в принятии решений.

Он отметил, что если и примут волевое решение о приватизации авиакомпании путем продажи акций, то сейчас не лучшее для этого время — стоимость акций будет минимальной.

«Это связано с тем, что из-за пандемии сегодня у многих авиакомпаний возникли финансовые трудности, и наблюдается простаивание рынка (компании имеют колоссальные кредиты, отменены все авиарейсы и пассажиропоток практически отсутствует)», — пояснил авиаэксперт.

Передача авиакомпании должна осуществляться по «принципу национальности»

Специалист международного авиационного права, управляющий партнер в Sobirovs Law Firm (Канада) Рахмад Собиров считает, что передачу Uzbekistan Airways в управление иностранной компании нужно будет осуществлять с учетом принципов национального законодательства, межгосударственных договоров и существующих принципов международного авиационного права.

«Объяснить это можно тем, что управление и владение авиакомпаниями значительно отличается от администрирования других компаний. В противном случае есть вероятность, что это приведет к возникновению юридических, дипломатических и экономических проблем», — пояснил эксперт.

Дело в том, что в международном авиационном праве и межгосударственных договорах о воздушном транспорте существует «принцип национальности» (nationality rule/principle). По этому принципу управление и владение авиакомпанией должно принадлежать местным предприятиям или же самому государству.

Например, в соответствии со статьей 4 договора о воздушном транспорте, подписанного между Узбекистаном и Россией, авиакомпания должна будет доказать свою принадлежность государству, гражданам или предприятиям Узбекистана. В противном случае правительство России может приостановить полеты авиакомпании в страну. Подобные статьи имеются во многих других договорах.

«При передаче Uzbekistan Airways необходимо будет уделить особое внимание этому принципу национальности, сохраняя на своей стороне владение и контроль над авиакомпанией. В качестве примера зарубежного опыта приведу Канаду, где иностранцы могут владеть максимум 25% акций», — отметил Собиров.

По словам эксперта, если авиакомпания Узбекистана будет передана в управление иностранным компаниям, то необходимо будет изменить все местные законы, межгосударственные договоры и другие необходимые правовые акты. Но этот процесс невозможно осуществить легко или быстро.

«По моему мнению, президент поднял вопрос передачи авиакомпании в управление иностранным гражданам с целью улучшения работы Uzbekistan Airways», — подчеркнул авиаэксперт.

В качестве решения проблемы управления Uzbekistan Airways Собиров предлагает держать ее под контролем Узбекистана и пригласить из-за рубежа сотрудников, обладающих опытом руководства авиакомпаниями.

Для решения проблем в отечественной авиации рекомендуется:

  • ускоренная передача аэропортов в управление иностранным компаниям. Президент еще раз упомянул об этом;
  • кардинальное обновление кадров в управлении Uzbekistan Airways;
  • выставление на продажу принадлежащего авиакомпании имущества. Этот процесс уже начался;
  • усиление услуг, основанных на снижении затрат (при необходимости уменьшать маршруты полетов, при возможности избегать покупки новых и дорогих самолетов, сокращать ненужных работников и так далее)

В прошлом году в Узбекистане планировалась приватизация аэропортов. Но пока непонятно, кому они достанутся — переговоры с российской «Новапорт» зашли в тупик. Возможен вариант сотрудничества с японскими компаниями, но и там не все просто.

Ранее Spot писал, что в проекте постановления президента, которое предусматривает радикальное сокращение участия государства в экономике, планируется уменьшение пакета Uzbekistan Airways на 49%.