Институт прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировал причины роста цен на цитрусовые в Узбекистане.

Экспорт цитрусовых в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизился на 2,3 тыс. тонн или на $3,4 млн. Из-за закрытия межгосударственных границ, поменялся и маршрут доставки цитрусовых в страну, сократившись почти на 800 км., но провозная плата цитрусовых, в том числе мандаринов на рефрижераторных автомобильных фурах, осталась неизменной.

Однако, несмотря на это, прирост цен на мандарины в декабре прошлого года составил 60%, а на апельсины — 33%, что значительно выше по сравнению с концом декабря 2019 г.

«Несмотря на низкую себестоимость привезенных из-за рубежа мандаринов, неизменности импортных пошлин (20%, но не менее $0,20 за кг), неизменной стоимости доставки и сокращения расстояния перевозки, на рынках Узбекистана наблюдался высокий уровень цен на мандарины», ― отмечают специалисты.

Причиной называют полное отсутствие челночной торговли цитрусовыми, которая процветала до пандемии.

«В среднем 4−5 тыс. тонн мандаринов в год (18%-20% от общего импорта) завозились в республику челноками на железнодорожном транспорте, то есть, пассажирскими поездами. Узбекские предприниматели закупали продукцию на оптовых рынках России и без уплаты таможенных пошлин перевозили мандарины на пассажирских поездах (до 50 кг на человека). Таким образом, объем перевезенных цитрусовых не учитывался в общей статистике. Так этот неучтенный товар попадал на внутренний рынок, увеличивались предложение и конкуренция, в итоге покупатель приобретал продукцию по сниженным ценам» ― говорят специалисты.

Вследствие закрытия в марте 2020 года границ, кроме официального сокращения импорта цитрусовых внутренний рынок, Узбекистан потерял и эти неучтенные поставки. Это привело к значительному снижению предложения и, соответственно, росту цен.

Специалисты института отмечают, что в дальнейшем на развитии межрегиональной торговли положительно скажется строительство Трансафганской железной дороги между Пакистаном и Узбекистаном (Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар).

«Она будет использоваться для перевозки грузов и пассажиров, что создаст дополнительные возможности для расширения торговли, в том числе и плодоовощной продукцией, и позволит снизить транспортные издержки» ― говорят аналитики.

Еще одним фактором, который может снизить себестоимость цитрусовых, специалисты называют снижение ставки импортной пошлины. Сейчас к группе «ТНВЭД 0805 Цитрусовые» при импорте на территорию Узбекистана применяется ставка 20%, но не менее $0,20 за 1 кг для стран входящих в РНБ и 40% но не менее $0,40 за 1 кг для стран, не входящих в список РНБ (например, Аргентина, ЮАР, Эквадор).

Например, в ЕАЭС на цитрусовые применяется ставка всего 5%, но не менее € 0,015 за 1 кг. Так как такие цитрусовые, как мандарины и апельсины, в Узбекистане не производятся, нецелесообразно держать ставку на таком высоком уровне.

«Снижение таможенной пошлины позволит насытить рынок Узбекистана цитрусовыми по более низким ценам», ― отмечают специалисты института.

Ранее Spot писал, что челночная торговля в Узбекистане полностью остановилась из-за пандемии.