Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.

Как все начиналось

В студенческое время я боксировал в качестве любителя, работал в риелторской компании и удачно скопил небольшую сумму, на которую в 2002 году арендовал небольшое помещение в детском саду Чиланзарского района, скупил самодельное оборудование и собрал его своими руками.

Таким образом мое хобби стало детищем и призванием всей моей жизни — в конце 2002 года состоялось открытие Atlant Sport.

Когда я начинал, тренажерных залов, клубов или, как сейчас модно говорить, «фитнес-центров» почти и не было. В основном они были лишь на территории оздоровительных комплексов или стадионов, куда по большей части ходили те, кто занимался спортом профессионально.

Сегодня здоровый образ жизни становится актуальной темой и считается обязательной составляющей имиджа успешного человека, поэтому бизнес в сфере фитнес-услуг становится все актуальнее.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Первоначальные инвестиции и сроки окупаемости

Общие стартовые затраты мне тогда обошлись в $5 тыс. Сегодня, чтобы открыть фитнес -центр необходимы большие финансовые вложения — от 80-$100 тыс. При этом на коммунальные услуги уходит около $500 в месяц.

Гарантированная окупаемость при должной работе и вложениях — три года. Годовая выручка может составить от $60 до $80 тыс. На мой взгляд, несмотря на все расходы, бизнес достаточно стабильный.

Таким будет выглядеть примерный расчет:

Объект

Сумма (в долларах)

Беговая дорожка

2000

Силовые тренажеры

от 1500

Аренда помещения

2800

Ремонт помещения
от 2000
Мебель
от 1500
Затраты на коммунальные услуги

500

Средняя заработная плата

400

Залог успеха: постоянное обновление

В первое время окупаемости почти не было, всю прибыль приходилось реинвестировать, а порой я покрывал все расходы из собственного кармана.

Но уже через полгода, когда на руку сыграл эффект сарафанного радио, и к нам стало приходить все больше людей, проект пошел в гору, пришлось сменить помещение на большее — площадью примерно в 500 кв.м.

Через несколько лет я понял, что стоять на месте нельзя и необходимо открывать новые залы, ведь бизнес из одной точки чаще всего теряет позиции. Мы расширились и теперь у нас был зал не только в Чиланзарском, но и в Учтепинском и Юнусабадском районах.

В 2012 году я понял, что интерес к бизнесу пропал и все приелось, поэтому продал весь бизнес и взял паузу на долгих и затяжных три года.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Но, как ни крути, от себя не убежишь — я понял, что поглощен спортом, и решил начать все с нуля. Таким образом в 2015 году прошло открытие нового фитнес-центра под совершенно другим брендом. На этот раз вложения уже оказались в 10 раз больше, чем 13 лет назад.

Здесь я решил взять высокую планку — закупиться современным оборудованием у китайской компании Land Fitness, с ними же было оговорено мое желание дать фитнес-центру одноименное название.

Я ежегодно езжу в Шанхай на выставку China Sport Show, где демонстрируются различные спортивные оборудования. Цель — следить за мировыми новинками, скупать их для зала, а также заключать и продлевать договора, ведь самое главное в Land Fitness — почти ежемесячная замена старого оборудования или покупка нового.

К слову, здесь стоит отметить затраты: беговые дорожки в среднем стоят порядка $2 тыс., любой силовой тренажер начинается от $1,5 тыс.

Локация и аренда помещения

Главная особенность нашего зала — воздухопропускаемость. Само помещение просторное, с высокими потолками, где всегда требуемая температура и влажность. При выборе помещения мы столкнулись с сетью женских фитнес-залов Nika Sport, с которой вместе претендовали на сдаваемую площадь.

Арендодатель предложил нам альтернативу или некий компромисс — объединиться и таким образом привлечь больше клиентов, где к нам будут приходить пары или семьи, в которых в связи со сложившимся менталитетом женщинам будет комфортно заниматься отдельно от мужчин.

Это действительно сыграло на руку — после этого у нас увеличился поток клиентов.

Локацию для будущего фитнес-бизнеса нужно выбирать исходя из вашей целевой аудитории. Фитнес-клуб должен располагаться в шаговой доступности от клиентов. Так как мы на рынке с 2002 года и находимся в основном в Чиланзарском районе, здесь у нас сформировалась своя лояльная база клиентов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конкуренция

Определенных конкурентов я назвать не могу, так как если сейчас в ближайшем от нас месте откроется небольшой зал, то клиенты по своей природе захотят попробовать что-то новое, а значит, что любой новый зал и уже имеющийся — это наши конкуренты.

Вопрос больше не в том, как привлечь нового клиента, а в способах его удержания.

Маркетинг и продвижение

В самом начале мы раздавали прохожим листовки, разместили пару рекламных билбордов по городу. Сейчас же продвижение осуществляем на таких каналах коммуникаций как — Facebook, Instagram. У нас был маркетолог и SMM-менеджер в одном лице, но в связи с карантином пришлось сократить штат и тем самым отказаться на время от продвижения, рассчитывая на имеющихся клиентов и имидж, выработанный годами.

Тренерский состав состоит из восьми человек. Основные критерии выбора — наличие сертификата и диплома, а также стажа работы минимум три года. В общем штате — 15 человек. Средняя заработная плата сотрудника — 4 млн сумов.

Ценовая разница между женским и мужским абонементом — 250 тыс. сумов и 300 тыс. сумов соответственно.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сложности

По сути, здесь, как и в других сферах услуг, большая трудность заключается в уплате аренды. Согласно договору арендодатель в праве изменить ее в любой момент в одностороннем порядке, известив лишь за месяц. Во время карантина было повышение на 25%, а с апреля текущего года повысится еще на 50% — такие цены мешают бизнесу расти и развиваться.

Для тех, кто только заходит на рынок сложностью может стать выбор оборудования, ведь объем предложений на рынке сегодня велик, но правильно подобранный парк — залог успеха.

Тем не менее, обратите внимание: покупка дорогого инвентаря и техники вовсе не гарант окупаемости, а для хорошей прибыли, вам в любом случае необходим маркетолог, который поможет найти свою нишу, развить и продвинуть бизнес, а также найдет подход к клиентам.

Помимо всего прочего, можно столкнуться со сложностями при найме персонала. Бывали случаи, когда тренер собирал деньги у клиентов за якобы дополнительные услуги, не информируя нас и осуществляя все денежные операции вне кассы. Поэтому очень важно контролировать качество обслуживания и лично общаться с клиентами, интересоваться их мнением.

С недавних пор, налоговая система радует, ведь стало намного проще работать. Еще нам часто звонят из разных инстанций, проявляют инициативность, интересуются нашими проблемами.

Но дальше разговора дело, к сожалению, не заходит, и вопрос остается открытым, а это, в свою очередь, лишний раз обнадеживает и, естественным образом, расстраивает.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Документация

Регистрация компании (ЧП или ООО) занимает пару дней, все услуги доступны онлайн. Для учреждения фирмы понадобится:

  • открыть расчетный счет в банке;
  • изготовление печати, штампа;
  • постановка на учет в Налоговой инспекции и выбор порядка налогообложения;
  • договор аренды.

Spot благодарит Улугбека Мирзаева и его компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.