Как ранее писал Spot, с начала года оптовая цена бензина АИ-80 поднялась на 72%.

На пресс-конференции в АИМК 16 ноября заместитель председателя Антимонопольного комитета Фаррух Карабаев перечислил причины роста цен.

Он также рассказал о том, какие меры комитет принимает для стабилизации цен на внутреннем рынке. По его словам, в течение 10 дней они должны оказать своё влияние.

Почему растут цены

Повышение связано с ростом внутреннего спроса и конъюнктурой мировых товарных рынков.

За последние два года годовой спрос на автомобильный бензин вырос с 1,1 млн тонны на 1,3 млн тонн. Это, в свою очередь, привело к повышению цен.

В январе-апреле 2021 года на бирже было продано 54 тыс. тонны бензина, а за май-октябрь эти показатели увеличились до 84 тыс.

По словам Карабаева, котировки нефти Brent выросли на 53% за баррель, при этом цена бензина в стране подорожала еще больше.

Импорт бензина значительно вырос за два года. В 2020 году импортировано 188 тыс. тонн, за прошедшие 10 месяцев этого года — 221 тыс. тонны. Основная часть приходится на высокооктановый бензин АИ -92 (154 тыс.тонн).

Но если исходить из тенденции роста цен по сравнению с началом года, импорт готовой продукции уменьшился. В частности импорт бензина марки АИ-80 уменьшился в семь раз.

«Еще одним фактором, влияющим на цены, является монополия некоторых местных производителей нефтепродуктов. Это приводит к тому, что при покупке на бирже возможности средних и мелких покупателей ограничены», — сказал зампред Антимонопольного комитета.

За январь-ноябрь этого года на биржевые торги было выставлено 869 тыс. тонн бензина, из которых 85% приходится на бензин марки АИ-80. Большая его часть — 76% производится Бухарским НПЗ, 10% — Ферганским НПЗ, остальные 14% приходятся на долю мелких производителей.

Фаррух Карабаев заявил, что в октябре в среднем за день продавалось по 4,5 тыс. тонн бензина, в ноябре этот показатель упал до 2,4 тыс. тонн. Сокращение на внутреннем рынке предложения привело к росту цен.

Он также добавил, что нефтеперерабатывающие заводы выставляли на биржу лоты объемом не менее 60 тонн, которые доступны в основном крупным игрокам. Это ограничивало возможности малых заправок и создавало ценовое давление.

Как планируют стабилизировать цены

Для оперативного реагирования на цены создана рабочая группа в составе Минэкономразвития, Антимонопольного комитета, Счетной палаты и Министерства финансов.

Она будет изучать обоснованность расходов производства, хранения, доставки производителей бензина. Кроме того, Минэнергетики и МИВТ рассматривают возможность расширения географии импорта бензина для удовлетворения потребностей рынка.

По словам Карабаева, в предыдущие годы Казахстан являлся основным рынком импорта для Узбекистана. Но уже шесть месяцев запрещен экспорт бензина из Казахстана. Теперь основным рынком становится Россия. Трейдеры, пользуясь ситуацией на мировых рынках, пытаются завысить цены.

Рабочей группой Бухарскому и Ферганскому НПЗ и другим производителям дана рекомендация обеспечить производство и дневное выставлении бензина на торги на бирже объемом не менее 3 тыс. тонн.

Изменился и порядок выставления на торги бензина марки АИ-80. Не менее 20% из общего объема бензина будут выставляться на биржу лотами по 1 тонне.

Кроме того, бензин, купленный маленькими лотами, будут доставлять покупателям через ближайшие нефтебазы.

Вместе с тем установлен максимальный объем бензина, реализуемого на одного покупателя в течении одной торговой сессии. Так, для лотов не менее 60 тонн — 120 тонн, для малых — 10 тонн.

Ранее Spot писал, что с 2022 года «Узбекнефтегаз» поэтапно откажется от бензина марки АИ-80.