Если спросить руководителя службы безопасности или торговой сети о том, какая часть доходов теряется из-за действий кассиров, часто отвечают, что у них не воруют, дисциплину не нарушают и клиентам лишнего не дают. Дальнейшая работа по выявлению нарушений показывает, что это не так. А убедиться в этом помогают системы контроля кассовых операций (СККО).

Как это работает, рассказали специалисты российской компании CSI на примере системы Set Prisma.

Почему стандартного видеонаблюдения недостаточно

По словам экспертов CSI, в России камеры стоят в большинстве торговых точек, но у немногих компаний есть ресурсы на системный анализ видеоматериалов. Тем более, что махинации проводятся тихо и уверенно, их обнаружить непросто. Нужен инструмент, который выявит подозрительные инциденты на кассе самостоятельно. Именно в этом суть системы контроля кассовых операций. Она синхронизирует видео с камеры над кассой и информацию с кассового узла, анализирует данные и фокусирует внимание ответственного сотрудника на подозрительных действиях кассира.


Оператор получает для просмотра готовый перечень эпизодов. Один аналитик с Set Prisma может легко контролировать, например, 25 магазинов с 2−4 кассами. СККО может расширить возможности системы ВН и предоставить новую ценную информацию. Обычно решение окупается в первые месяцы, а иногда недели.

Тестирование системы

Результаты тестирования впечатляют — вскрываются махинации и нарушения, о которых клиенты не подозревают. Выявляя их и разбираясь с виновными, ритейлер устраняет причину убытков. Суммами делятся неохотно. Но недавно в России Set Prisma в сети из восьми магазинов по 10−15 касс выявила нарушений на 3,5−4 млн рублей за год.

Что незаметно на кассе

Set Prisma «знает» уже приблизительно 100 нарушений на кассовой линии — все они из практики.

На кассах воруют и обманывают. Большие потери приносят умышленные действия кассиров. Например, покупатель оплатил товар и ушел, не взяв чек. Кассир аннулирует чек или удаляет в нем позицию, а наличные забирает. Схема обнаруживается у 90% клиентов. Или при расчете кассир применяет свою дисконтную карту с увеличенной скидкой и присваивает бонусы клиента. Иногда кассир фиктивно возвращает товар без обращения покупателя, а изъятую сумму присваивает.

Многие махинации происходят в сговоре со «своим» покупателем или другим кассиром.


Как это выглядит в системе

В отчете зафиксирован подозрительный эпизод, где кассир аннулирует оплаченный чек на 584, 11 рублей. Просмотр видеофрагмента подтвердил, что покупатель ушел с товаром, товар повторно не пробит. Экономическое нарушение.

Это важно выявить. Поймав вора «за руку», ритейлер тут же устраняет источник потерь. Информация о последствиях хорошо влияет на остальных сотрудников, за 2−3 месяца с СККО можно оздоровить торговую точку.

На кассах ошибаются

Вторая категория нарушений — непреднамеренные, но иногда по сумме потерь или количеству ошибок они обходят махинации.

Покупатель, взвешивая товар на весах самообслуживания, специально уменьшает его вес. Кассир не замечает и пробивает товар в чек. Магазину — убытки. Или кассир ошибается, вводя вручную код товара. В магазине образуется пересортица, а покупатель уходит не с тем, что оплатил. Или же при продаже групповых товаров пробивается один товар, а отдается вся упаковка по сговору или по невнимательности.


И бывают случаи, когда товар случайно пропускается при сканировании.

Это также важно выявить. Такие потери полностью не устранить, но можно обратить внимание кассира на ошибку, обучить, минимизировать повтор. В отчете Set Prisma видно, кто и когда ошибся — чтобы не демотивировать внимательных коллег.


На кассах нарушают дисциплину

Часто бывает, что кассир разговаривает по телефону, долго отсутствует, ест за кассой или сидит в верхней одежде. Это приводит к имиджевым потерям, а за некоторые нарушения регламентов ритейлера ждут штрафы.


СККО зафиксирует и такое дисциплинарное нарушение, как открытый денежный ящик. Часто это сигнал, что кассир изымает излишек денег или зачем-то их пересчитывает.

Важно выявить небрежность и халатность персонала до того, как они перерастут в финансовые потери.

Чтобы узнать, что происходит на кассе, можно обратиться к консультантам Set Prisma за расчетом эффективности и на пилотном проекте за месяц получить полное представление о ситуации.

Детали по работе системы, ее интерфейсе и ресурсах для запуска проекта есть в блоге CSI.


Set Prisma используют в России, Беларуси, Казахстане и других странах СНГ. Среди клиентов — крупные торговые сети, магазины «у дома» на 1−2 кассы, пекарни. Особенность Set Prisma — в экспертизе, которую CSI вместе с аналитиками ритейлеров 15 лет закладывает в продукт.

Телефон: (+7) 812−677−09−46.

E-mail: e-commerce@crystals.ru.
Сайт: crystals.ru

Партнер CSI на территории Узбекистана — Soft Business Group.

Телефон: (+998) 97−765−25−52.

E-mail: anvar.hamrakulov@gmail.com
Сайт: sbg.uz

На правах рекламы.