Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.


С чего все началось

Находясь в декретном отпуске, нам очень хотелось заняться своим делом. Идея запустить производство пастилы и фруктовых чипсов родилась из желания разнообразить перекусы и сделать их более полезными для здоровья. Нам, как молодым мамам, было очень важно, чтобы дети питались правильно, а также через свой продукт хотели дать возможность потребителям улучшить качество жизни.

Мы производим натуральную продукцию без консервантов, сахара и меда. В составе пастилы только фрукты. Именно эта особенность и заложена в названии компании LOVECO, что означает «люблю экологичное».

С мая 2019 года мы начали активно тестировать продукцию, предлагая ее родственникам, друзьям и знакомым. Принимали предложения, слушали советы, анализировали есть ли спрос на продукцию. Первоначально у нас было всего две сушилки для фруктов, которые стояли дома. На первых порах, предлагали продукцию через страницы Instagram и Facebook. Брендингом занимались самостоятельно, логотип разрабатывали совместно с дизайнером.

Чуть позднее приняли участие в воскресной ярмарке в ТЦ Next, после которой у нас появилось много постоянных клиентов и полезных знакомств для развития бизнеса. За день нам удалось заработать около 1,5 млн сумов при стоимости 9 тыс. сумов за 1 упаковку пастилы. Такие цифры показали нам, что есть спрос на продукцию и что нужно продолжать развивать дело.

За четыре месяца объем заказов вырос настолько, что мы не успевали делать продукцию на двух сушилках. Тогда начали искать помещение для цеха и заказывать дополнительное оборудование. Параллельно начали готовить документы для регистрации компании.

Динамика рынка

В последние несколько лет на рынке Ташкента появилось множество магазинов, специализирующихся на продаже ЗОЖ-продукции. Если рассматривать только наш сегмент, то до появления нашей компании, на рынке было очень мало пастилы, а та, что была производилась чаще всего в домашних условиях. Мы были одними из первых, кому удалось масштабировать это дело.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сегодня на рынке появилось еще несколько компаний, предлагающих аналогичную продукцию. Кроме того, у нас есть много непрямых конкурентов в виде не очень полезных снеков (картофельные чипсы, шоколадные батончики и т. п.)

Но мы не боимся конкурентов, потому что рынок очень емкий. К тому же появление других игроков мотивирует не сидеть сложа руки, а дальше развивать бизнес. Все больше людей выбирает в виде перекусов полезные продукты, не содержащие сахара, консервантов. Кроме того, ЗОЖ — это очень модный тренд сегодня, которого стараются придерживаться многие.

Регистрация

Проконсультировавшись с бухгалтером и юристом, выбрали форму собственности ООО. Таким образом мы являемся плательщиками НДС, налога на прибыль.

Самой большой трудностью в регистрации бизнеса было получение сертификата соответствия. Без него продавать пищевую продукцию нельзя. Так как мы были первыми на рынке, пришлось разрабатывать технологию, потому что на тот момент не было ГОСТа для пастилы.

Мы писали техническую инструкцию, отправляли каждый вид продукции в лабораторию. В целом данный процесс занимает около месяца, но у нас он затянулся из-за пандемии.

Приложив устав и личные документы, подали на регистрацию через ЕПИГУ, после чего открыли расчетный счет в банке. Получив необходимые сертификаты, мы смогли заключить первые контракты с магазинами. В основном мы занимаемся оптовыми продажами с точками по перечислению на основе договора.

Стартовые вложения

Первоначально в создание цеха по производству пастилы и фруктовых чипсов было вложено около $7 000 собственных средств.

Чтобы открыть подобный бизнес сейчас, понадобится примерно следующее:

Объект

Сумма (в долларах)

Аренда помещения

200

Ремонт

1000

Мебель

500

Оборудование (сушилки, морозилки, блендер, слайсеры, печь,)

3000

Зарплата сотрудников

1000

Коммунальные затраты

300

Продвижение

100

Расходные материалы

От 1000

Мы благодарны друзьям и знакомым, которые поддерживали и способствовали развитию нашего дела. Они помогали привозить сушилки из России, частично обеспечили нас предметами мебели, морозилкой и т. д.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Наибольшая статья расходов по оборудованию относится к сушилкам и морозилкам. Мы расширялись постепенно. Окупая наши затраты на оборудование, мы реинвестировали и приобретали новую технику. Так две наши сушилки окупились за четыре месяца, затем мы приобрели еще восемь, а через какое-то время еще десять. Сейчас в цеху работает 20 дегидраторов, 2 морозильные камеры, печь, блендер, несколько слайсеров.

Сроки окупаемости составляют 1,5−2 года. Длина инвестиционного периода зависит от того, насколько есть возможности и желания масштабировать бизнес. Нам хочется максимально улучшить как сервис, так и условия работникам. Поэтому мы и по сей день продолжаем реинвестировать часть прибыли.

Сейчас оборот компании в месяц составляет 60 млн сумов, из которых 20−30 млн — чистая прибыль, маржинальность составляет 50%. В день производим 300 штук пастилы и 2−3 кг фруктовых чипсов. Стоимость упаковки пастилы составляет 14 тыс. сумов, чипсов — 18 тыс.

Работа с поставщиками

Сушилки европейского производителя Ezidri мы закупали у дистрибьютеров в России. Большим плюсом было то, что при покупке дегидратора в комплекте шло руководство по использованию, в котором также было несколько рецептов. Все остальное оборудование и расходные материалы мы приобретаем у местных поставщиков.

На этапе тестирования пастилы и чипсов мы самостоятельно ездили за фруктами на всевозможные рынки и базары. С увеличением оборота, мы стали искать постоянного поставщика, подходящего под критерии: работа по перечислению, доставка необходимого количества фруктов в указанный срок.

Мы долго искали, спрашивали дехкан. Пришлось сменить несколько поставщиков, так как не все были ответственными. В итоге нам удалось найти постоянного поставщика, еженедельно доставляющего нам фрукты. Им оказался владелец фермерского хозяйства, который также помогает другим дехканам со сбытом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В отношении упаковки мы безмерно благодарны нашему первому поставщику Kraftpaket. Они отнеслись с пониманием и сделали по нашей просьбе самый минимальный тираж — 3 тыс. пакетиков и наклеек. Сейчас мы немного изменили подход к упаковке, соответственно сменили поставщика на Khan Poligraf. Пастилу, скатанную в трубочку, теперь продаем в коробочках, предварительно сложив в вакуумную упаковку. Пакеты для упаковки закупаем по 20−25 кг.

Работа с клиентами

Нашей целевой аудиторией являются женщины 20−45 лет, у которых есть семья и дети. Средний чек в день на доставку составляет более 100 тыс. сумов, количество заказов — более 10.

Кроме того, продукция компании LOVECO представлена в более чем 30 магазинах, сетях и кофейнях Ташкента. Среди них Botanica, сети магазинов Green Apple и Tegen, кофейня Le Buffet, Kid’s Plate, Ecobozor и другие. Продукция предоставляется в точки по оптовым ценам (12 870 — пастила, 14 400 — чипсы), а руководство магазинов самостоятельно устанавливают свою наценку.

За время ведения страницы в Instagram, у нас появилось много клиентов в Самарканде. Раньше отправляли почтой, но на доставку уходило 2−4 дня. А у нас было много клиентов, например, беременные, которые хотели получить продукт сразу. Поэтому мы начали искать точки продаж. Так, мы стали сотрудничать с магазином «Ореховый сад» в Самарканде.

Подбор персонала и продвижение

Продвигаем бизнес через таргетинг в Instagram и Facebook. В месяц на рекламу тратим $100. Изначально страницы вели самостоятельно, но с увеличением задач, в 2020 году приняли решение нанять SMM-специалиста. Сотрудник следит за трендами, дает статистику, предлагает нам новые решения.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В цеху на постоянной основе работают две сотрудницы. Во время испытательного срока мы самостоятельно их обучали. В летний сезон мы дополнительно нанимаем еще 3−4 человека, чтобы переработать большой объем фруктов и ягод. Например, за день мы моем, чистим, замораживаем 200−300 кг клубники.

Также в компании работает бухгалтер и водитель.

Трудности и ошибки

Основной трудностью в нашем деле было выявить правильную рецептуру. Мы долго тестировали разные варианты. Были проблемы то со вкусом, то с видом продукции. Но в конце концов, методом проб и ошибок пришли к тому идеальному варианту, что есть сейчас.

Сопутствующей сложностью было найти надежного поставщика. Потому что были случаи, когда у нас была договоренность, но в указанный день мы оставались без фруктов и нужно было самим в очередной раз ехать на рынок. Так покупая фрукты на базаре, на вопрос «сколько?», мы ответили, что нам надо больше ста килограмм. Продавец сказал, что сам привезет сколько нужно в наш цех. Нам улыбнулась удача и мы нашли ответственного поставщика.

Нашей главной ошибкой считаем, что сегодня нас нет в крупной сети магазинов, таких как Korzinka, Makro, потому что быть ближе к покупателю было нашей основной целью. У нас был кейс работы с сетью. Но на тот момент мы не были настолько известны людям, а продукцию приходилось отгружать в больших объемах, так как у сети около 30−40 магазинов. Однако из-за низкой узнаваемости бренда, наш товар продавался не так хорошо, как бы нам хотелось.

Сейчас, когда люди уже знакомы с нашим продуктом, планируем выходить в крупные сети.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Планы и советы предпринимателям

В планах есть расширение и автоматизация производства. Думаем над экспортом продукции, по этому поводу много запросов от клиентов из США, Южной Кореи, России.

Советы:

  1. Ничего не бояться. Ошибки будут в любом случае. В бизнесе нужно рисковать и делать, иначе не узнаешь, получится или нет.
  2. Всегда наступает время, когда хочется все бросить. У нас тоже был этот переломный момент. Важно в такое время перезагрузиться, проанализировать ситуацию, но нельзя бросать дело, если вы действительно его любите. Все получится, если довести начатое до конца.

Spot благодарит GroundZero Minor за предоставление локации для проведения интервью.