В сентябре 2021 года Сальвадор объявил биткоин одной из своих официальных валют. Правительство надеялось «оцифровать» экономику, сократить зависимость от доллара и привлечь инвестиции.
Однако ставка не оправдала себя, пишет Rest of World. Как местные жители, так и зарубежные криптоэнтузиасты относятся к амбициозным планам президента Найиба Букеле скептически.
Тяжёлый старт
Согласно аналитике The Block, на январь 2022 года государственным криптокошельком Chivo пользовались больше половины населения Сальвадора. Однако другие источники сомневаются в этом.
Местная торгово-промышленная палата в ходе опроса выяснила, что 86% компаний не провели ни одной транзакции в биткоинах. Только 3,6% предпринимателей считают, что криптовалюта принесла им пользу.
Rest of World выделило следующие причины неудачи «крипто-революции»:
- преобладание наличных расчётов — у 70% населения нет счета в банке;
- до сих пор не у всех сальвадорцев есть смартфон или компьютер, а Интернетом пользуются только 50% жителей страны;
- многие жители ничего не знали о криптовалюте — согласно опросу местного вуза, только 10% сальвадорцев понимали принципы её работы.
Кроме этого, пользователи Chivo сообщали о многочисленных неполадках с системой. Среди жалоб — ошибки при попытке оплаты, «потерянные» переводы, сбои в балансе, а также мошенничество и плохая работа техподдержки.
Например, Хосе Бонилья — владелец обувного магазина и один из первых сальвадорцев, зарегистрировавшихся в Chivo — отказался от использования криптокошелька после потери платежа в $25 от покупателя.
«Между наличными и биткоином как средством платежа я выберу первое. Криптовалютой в стране пользуются, в основном, крупные компании», — заявил Бонилья.
От эксперимента — к политике
Эксперименты с биткоином в Сальвадоре начались в 2019 году, с деревни Эль-Зонте. Криптоэнтузиаст Майк Питерсон и местный житель Хорхе Валенсуэла платили детям в токенах за сбор мусора, а также организовали их приём в местном магазине.
Найиб Букеле отметил возможности криптовалюты и в июне 2021 года первым из лидеров стран мира признал её платёжным средством. По данным СМИ, в запуске криптокошельков Chivo основную роль сыграла американская компания Athena Bitcoin.
Руководитель фирмы Эрик Гравенгард в феврале 2020 года помог установить первый в Сальвадоре автомат для обмена криптовалюты на наличные.
«Мы пришли в Сальвадор без политических планов — мы пришли потому, что мы биткоин-энтузиасты», — заявил региональный директор Athena Bitcoin Матиас Гольденхёрн.
Позже компания установила в стране ещё 200 обменных банкоматов, а также 950 платёжных терминалов Athena Pay. В день, когда биткоин стал официальной валютой Сальвадора, её акции подорожали на 600%.
Многие считают, что Chivo как государственная система нарушает принцип децентрализации криптовалют. У оператора также хранятся ключи от кошельков, что даёт государству фактический контроль над средствами на них.
Однако глава Athena Bitcoin думает иначе — участники любой экономической системы должны доверяться другим лицам, будь то банк, правительство или разработчик.
«Деньги — явление социальное», — отметил Гравенгард. — «Я не хочу жить в мире, где не могу никому доверять».
«Потёмкинская деревня» и импровизация
В ноябре 2021 года Эль-Зонте принял конференцию для криптоэнтузиастов Bitcoin Week. Именно на ней Букеле объявил о строительстве города для майнеров «Биткоин-сити», для чего планировалось выпустить биткоин-облигации на $1 млрд.
Представители сферы не восприняли его слова всерьёз. «Биткоин-Мекка» не оправдала ожиданий, отметил инвестор в криптовалюту и недвижимость Дагарт Эллисон. Он даже не смог расплатиться криптовалютой за аренду доски для сёрфинга.
«Чем больше занимаются показухой, тем более скептически идею воспринимают», — добавил он. — «Хорошая вещь говорит за себя».
Хозяин хостела в Эль-Зонте Крейг Тённис сравнил атмосферу на конференции с «потёмкинской деревней». По его словам, сейчас биткоинами в Сальвадоре рассчитываются в основном туристы.
Некоторые наблюдатели отмечают, что Букеле не интересуется тем, как сальвадорцы относятся к эксперименту с биткоином. Его главная цель — решение созданных его же администрацией экономических проблем, добавляют они.
«Зачем он [Букеле] это сделал? Для меня ответ очевиден — ради личных интересов и славы», — указал главный стратег Фонда по правам человека и криптоэнтузиаст Алекс Гладштейн.
По словам экономиста Альваро Тригуэроса Аргелло, на эксперименты с биткоином Букеле подтолкнул растущий госдолг. Из-за роста экономических рисков Сальвадор лишился доступа к международным финансовым рынкам, что подстегнуло интерес к альтернативам.
Букеле может получить какие-то деньги от иностранных криптоинвесторов, но вряд ли наберёт $1 млрд, считает другой экономист Роммель Родригес. Он уверен, что обращение к ним было изначальным планом Букеле.
«Одной из черт этого правительства была импровизация в вопросах экономики», — добавил Родригес.
Ранее Spot сообщал, что японская Japan DXT планирует открыть в Узбекистане криптобиржу.