Улугбек Таваккалов,

заместитель председателя правления Tenge Bank.

Кредиты сопровождают человека по жизни в различных покупках: от карманных расходов до приобретения квартиры.

Первый кредит в форме рассрочки появился в начале 2000-х годов. Примерно в то же время начал формироваться класс сетевых торговых ритейлеров.

Первыми крупными игроками считаю «Нурон Савдо» и Credit Asia, которые независимо друг от друга поставили продажу своих товаров в рассрочку, как за счет товарного кредита, так и за счет открытия торговых точек банков.

Дальнейшим заметным шагом в рассрочке стало создание бренда Texnomart и построение программ лояльности на основе сегментации клиентов. Модель скоринга строилась на программе взращивания потребителей от минимального чека до крупного, с понижением стоимости товара при каждой новой покупке.

Банки шли на потребительские кредиты и рассрочку менее уверенными темпами и выдавали займы в форме целевых потребительских кредитов, которые отличались своей бюрократией (нужно было предоставить три справки и паспорт), завышенными требованиями к обеспечению и долгим оформлением. Заявки одобрялись на кредитных комитетах — специальных коллегиальных органах, которые заседали в среднем раз в неделю.

Среди потребителей шла дискуссия, как потреблять: сначала копить, потом покупать (модель поведения потребителей СССР) или сначала покупать, потом накоплять (модель поведения Запада и США).

В целом, потребители полюбили кредитные продукты, особенно на фоне высокой девальвации национальной валюты (кредит обесценивался сильней, чем его процентная ставка).

Первым крупным банковским дефолтом (кроме падения кредитных союзов) можно считать «Алп-Жамол банк», который выдавал валютные потребительские кредиты на карты. Их размер достигал $100 тыс. на одного получателя.

Девальвация и ненадлежащий скоринг привел к отказу от кредитования в долларах на законодательном уровне и ликвидации (слияниям) многих частных банков — «Алп-Жамол», «Уктам банк», «Наманган банк», «Умар банк» и т. д.

Ужесточение монетарной политики страны в 2010-х годах снизило темпы потребительского кредитования. Появились запреты на выдачу кредитов на счета физических лиц и на покупку товаров импортного производства.

В период с 2010 по 2017 годы потребительские кредиты стали менее выгодными из-за низкого предложения товаров и услуг за безналичные, высокой комиссии за обналичивание, которая достигала 20% ввиду отсутствия свободной конвертации узбекского сума.

Новая эпоха

Днем рождения потребительских займов и ритейла в целом стал 2017 год, когда летом был объявлен курс на постепенную либерализацию валютного законодательства.

В июне 2018 года появился первый в истории нецелевой потребительский кредит, который породил бум на рынке мелких кредитов и вошел в обиход как «микрозайм».

Несмотря на ограничения по сумме кредита (в момент запуска — 20 млн сумов, с 2021 года — 50 млн сумов), он быстро полюбился среди населения за счет своего конкурентного преимущества — выдачи в наличной форме: средства перечисляются на банковскую карту, которые можно обналичивать сколько угодно.

Первым и крупным игроком стал Hamkorbank со своим простым и быстрым кредитным конвейером (на платформе R-style). Позже его догнали по объемам крупные государственные и частные банки.

В 2018—2019 годах продуктовое наполнение коммерческих банков строилось на оффлайн-микрозаймах, где с заявителей все еще требовалась бумажная справка о доходах.

С начала 2020 года стартовала эпоха онлайн-займов, которые выдавались через мобильные приложения банков. Первыми игроками стали «Агробанк», банк «Ипак Йули», «Узпромстройбанк», Infin bank и Universal bank (продукт Unired).

Параллельно возникли небанковские продающие маркетплейсы с кредитным механизмом: Olcha, Abad, Asaxiy, Elmakon, Mediapark и десятки других.

Банки начали моментально принимать решения по заявке благодаря появлению внешних баз данных, трансформации отчетности АСОКИ (автоматизированная система обмена кредитной информацией, созданная кредитным бюро — прим.) в машинно-читабельный формат и предоставлению «Народным банком» данных о пенсионных отчислениях.

Онлайн займы приняли двойной вид:

  • сроком на 12−36 месяцев на покупку бытовой техники, мебели, ремонта, лечения и путешествий;
  • сроком на 1 месяц для покрытия карманных расходов до первой зарплаты.

С 2021 года рынок пополнился новыми игроками — Anorbank и ТБС bank, которые сконцентрировались на онлайн-займах.

Параллельно, начиная с 2020 года участились случаи кредитно-цифрового мошенничества, предполагающие заочное кредитование и подделку информации о доходах. Посыпались первые фроды (мошенничество с банковскими картами — прим.) и убытки. Рост мошенничества создал новое направление в риск-менеджменте: цифровые риски и дата саентисты.

Но это не остановило бум, так как продукт отличается высокой маржинальностью и быстрой оборачиваемостью.

Что изменится

Рынок микрозаймов развивается мощными темпами и по состоянию на 1 апреля достиг 12 трлн сумов (около $1 млрд). Количество заемщиков составило 1,2 тыс., что почти в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. Будет ли он дальше расти такими темпами?

На мой взгляд, микрозайм — это алый океан, который бурлит сильными игроками. Любая конкуренция возможна низкими ставками или одобрением сомнительных сделок.

Новым витком развития мелких стандартизированных кредитов станет рассрочка в тесной интеграции с торгово-сервисными предприятиями (BNPL — buy now, pay later). Суть ее заключается в том, что плата за кредит перенесена с потребителя на торговца.

Толчком к развитию продукта является недавно реализованная идентификация при помощи цифровой биометрии, снижающая операционные риски в кредитном механизме и желание потребителей придерживаться канонам шариата, где процентные займы не приветствуются.

Станет обыденным, когда практически любой товар или услуга будет предлагаться в рассрочку (одежда, бытовая техника, мебель) на срок от 3 до 8 месяцев. Структура кредитного портфеля банков существенно поменяется в пользу BNPL.

Микрозаймы останутся, но бурного роста не будет. Продукт будет использоваться по сделкам от 9 до 36 месяцев.

По скромным оценкам, число пользователей рассрочки за 2 года легко достигнет 10 млн человек с портфелем до 30 трлн сумов ($2,6 млрд). Сейчас крупными игроками рассрочки являются сетевые торговые ритейлеры, среди банков — Anorbank, среди микрокредитных организаций — Zoodpay.

Число банков, участвующих в рассрочке, будет только расти. К ним, например, в ближайшее время присоединится Tenge Bank.

Изменения произойдут не только в продукте, но и в оценке заемщика. Банки научатся оценивать доходы не только на основании официальных налоговых отчислений, но и косвенных данных, связанных с потреблением, к примеру, стабильность оплаты за интернет, коммунальные платежи, динамичные закупки в торговых сетях.

Ставка будет дифференцированной: при первом обращении банки выставляют более высокую процентную ставку, тем самым защищая себя от рисков (просрочек и невыплат займа). Но чем больше долгов будет успешно погашено клиентом, тем выгоднее условия будут в дальнейшем.

Появятся банки, работающие на подбор: одобряющие кредиты тем, кому ранее было отказано другими банками. Это станет возможным за счет анализа расходов клиента: где питается, где шоппится, покупает ли бензин, за сколько номеров телефонов платит в месяц и т. д.

Торговцы перестанут устанавливать двойные цены (с рассрочкой и за наличные), начнут выбирать кредиторов рассрочки лучших по уровню одобрения и лучших по условиям продукта.

В нормы законодательства официально будет добавлено понятие «обратная комиссия» со счетами учета и оптимальным налогообложением.

Страховщики и коллекторские компании будут оказывать аутсорсинг сбора кредитных долгов. А сами потребители будут более бережно относиться к своей кредитной истории и персональным данным, что создаст новый класс первоклассных заемщиков.