Ранее Spot писал о том, как антироссийские санкции повлияли на бизнес в Узбекистане. Заморозка активов, дефицит товара, курсовая разница — все это стало последствиями санкций множества стран против России в связи с военными действиями на Украине.

Основные ограничения направленны против финансового сектора страны и экспорта высоких технологий.

В редакцию Spot пришло письмо от специалиста по ВЭД компании EXTRA-ROUND Шухрата Рахманова.

Письмо в редакцию — рубрика, где Spot публикует материалы за авторством других людей. Редакция выступает лишь платформой для тех, кто хочет поделиться опытом, советами или любой другой информацией, которая может быть полезна для других.


Шухрат Рахманов,

Специалист по ВЭД компании Extra-Round.

У нас четыре компании — Extra-Round, AB Viking, Wood Biznes Trading и Great AG. Основная деятельность — импорт пиломатериалов из России, Беларуси, Казахстана и ряда других стран.

Изделия из дерева — популярный вид строительных пиломатериалов. Их используют в строительстве, кровли, производстве дверных полотен, рам и домов.

В основном мы импортируем обрезанные доски, пиломатериалы из сосны, ели, кедра и кругляк. При этом есть список товаров и услуг, который мы не можем заменить поставщиками из других стран, к примеру, пиломатериалы, для замены которых здесь нет альтернативы.

Как все произошло

4 и 5 апреля мы от лица компании Extra-Round провели через «Универсалбанк» три платежа российской компании «Павловский Док» за полученную партию древесноволокнистых плит. Общая сумма транзакций составила $201 тыс. Примерно в это же время были проведены платежи и от трех других компаний на сумму в общей сложностью в $300 тыс.

А 6 апреля США объявили о расширении санкций против российского банковского сектора.

В список SDN (Specially Designated Nationals) попал и банк бенефициар нашего инопартнера — частный «Альфа-Банк».


Фото: Генеральная лицензия OFAC № 23 от 6 апреля 2022 года, разрешающая работу корсчета «Альфа-Банк» до 6 мая 2022 года

В соответствии с нормативными актами США «Альфа-Банк» имел право проводить операции до полудня 6 мая со своим корреспондентским счетом в США.

Однако крупнейшие американские банки Citibank и Bank of New York Mellon заблокировали возможность проведения операций по корсчету «Альфа-Банка» с 6 апреля в нарушение норм Генеральной лицензии OFAC (на фото) и самопроизвольно удерживали платежи в адрес «Альфа-Банка».

Наши же транзакции были оплачены до объявления и вступления в силу санкций.

Предпринятые меры

Мы подали запросы в «Универсалбанк» на розыск и аннуляцию всех зависших платежей, однако не получили ответа.


Неоднократно обращались с просьбой о содействии в возврате денежных средств в Центральный банк, Министерство инвестиций и внешней торговли, МИД. В ответ получали отписки либо копии предыдущих ответов.

13 мая пришли первые уведомления от The Bank of New York Mellon об отказе в возврате наших платежей на основании Указа президента США (Executive Order №14024).

В сообщении было указано, что мы можем подать заявку в Управление по контролю за иностранными активами при Министерстве финансов США (OFAC) на получении лицензии для разблокировки наших средств.

В тот же день мы подали эту заявки на сайте Минфина США. Аналогичные заявки со своей стороны подал обслуживающий банк.

24 июня со мной связалась представитель OFAC и запросила подтверждающие документы: договор, счета-фактуры, транспортные накладные, копии всех платежей в адрес российского партнера за все время сотрудничества. После нескольких запросов переписка прекратилась.

Дальнейшие мои попытки связаться с OFAC по e-mail или телефону были безуспешными.

Последствия

Это снизило наши возможности своевременно рассчитаться с поставщиками и перевозчиками, а также увеличило риски при расчете в долларах и евро с российскими и белорусскими поставщиками.

Не думаю, что это приведет к банкротству фирмы, однако в случае невозврата средств убытки для нас будут колоссальными.

Масштабы проблемы. На мой взгляд практически в каждом банке есть клиенты, оказавшиеся в такой же ситуации, что и мы.

Проблема заключается в том, что фирмы, столкнувшиеся с заморозкой средств, часто остаются наедине со свой проблемой: ЦБ перекладывает ответственность на обслуживающий банки, банки ссылаются на санкции, крайним остаётся клиент.

Что в итоге

К концу апреля — началу мая у нас было заморожено шесть-семь платежей в различных европейских и американских банках на общую сумму порядка $500 тыс. Часть из них вернулась нам на счет в течении месяца-полтора, в этом есть заслуга «Анорбанка» и Мирзо-Улугбекского филиала «Капиталбанка».

Большую часть наших валютных платежей мы осуществляем через «Анорбанк». С банком за долгое время сотрудничества у нас сложились партнёрские отношения: мы ежедневно общались с руководством банка, который всеми силами пытался разрешить проблему, время от времени предоставляя GPI--трекинги недошедших платежей.

Благодаря активной позиции банка мы не потеряли ни одного платежа, осуществленных через «Анорбанк».

К примеру, в конце апреля Bank of New York Mellon заморозил два наших платежа в Дубай на сумму $250 тыс., около месяца наши средства на сумму $120 тыс. удерживал ВТБ Банк (Москва). К счастью, все платежи благополучно поступили партнёрам или вернулись нам на счет.

Еще $32 тыс. позже вернули на счет компании Extra Round.

На сегодняшний день нам прислали уведомления об отказе в возврате денежных средства на общую сумму $209,4 тыс.

Как решать проблему с оставшимися деньгами мы пока не знаем, не видим путей решения, но, конечно же, продолжим прилагать все усилия.

Теперь же с большинством партнеров мы перешли на рубли в расчетах. При этом поставки стали дороже из-за высокого курса рубля, но это исключает возможность блокировки или конфискации средств.


Если вы тоже столкнулись с заморозкой средств, пишите нам на почту info@spot.uz