С второй середины сентября Ташкент встречает вторую волну приезжих россиян.

Ранее Spot писал о том, что происходит с гостиничным бизнесом, когда в страну хлынула первая волна мигрантов, состоящая в большинстве своем из IT-специалистов.

Тогда глава InfoWatch Касперская заявила, что с конца февраля из России в ближнее зарубежье уехали целые «табуны» IT-специалистов.

Вторая волна в корне отличается от предыдущей. Теперь помимо «айтишников» пребывают люди других профессий: дизайнеры, маркетологи, инженеры, учителя и многие другие.

Компании релоцируют людей в соседние страны целыми офисами. К примеру, EPAM релоцировала до 1000 работников из России и Беларуси в Узбекистан.

Так или иначе, но еще в начале весны многие ташкентские коворкинги сообщали, что мест нет, а лист ожидания переполнен.

Spot побеседовал с менеджментом столичных коворкингов и узнал, в каком состоянии рынок рабочих площадей находится сегодня, как вся ситуация сказалась на ценообразовании и каковы прогнозы.


Спрос есть, ожидания оправданы

За последние два года понятие о рабочем пространстве изменилось и трансформировалось. Заслуга тому — пандемия, что внесла весомые коррективы: многие начали работать удаленно, находясь там, где им удобно — дома, в кафе или на специализированных рабочих местах — коворкингах.

Популярность коворкингов в Ташкенте обусловлена высоким уровнем развития IT-сегмента. В городе активно развивается малый бизнес, поэтому компактные офисные помещения пользуются большим спросом.

Сегодня в связи с релокацией бизнеса и наплывом граждан России спрос значительно превысил предложение.

«Процессы не изменились, объем и темп работы ускорились в несколько раз. Большинство резидентов — фрилансеры и IT-специалисты, наблюдается наплыв крупных компаний, запрашивающих от 50 до 200 рабочих мест. У нас сейчас все три локации полностью загружены. Но мы стараемся создать условия для комфортной работы в лаундж-зонах», — рассказывает CEO C-Space Дильмурод Ходиев.

С Ходиевым солидарен и владелец GroundZero Хикмат Абдурахманов. По его словам, в городе появилось много интересных людей и организаций, а атмосфера стала живее и динамичнее.

«Я стараюсь лично знакомиться с новыми резидентами. Среди них много тех, кто работает на аутсорсе в России или во многих других странах. За последнюю неделю ежедневно мы встречаем около 50 новых резидентов: кто-то приходит на день, кто-то на час, а другие сразу приобретают доступ в коворкинг на несколько месяцев. Офисы в обоих филиалах GroundZero переполнены, но зоны open space еще имеют возможность принимать резидентов, так как часть посетителей берут места на краткосрочный период», — делится Абдурахманов.

Такой ажиотаж и спрос на рабочие пространства в IMPACT ожидали за несколько месяц и даже успели подготовиться.

«В виду последних событий, у нас был прогноз, что в скором времени будет приток новых людей из соседних стран. Потому мы с командой подготовились к этому заранее, что помогло всей ситуации ни коем образом повлиять на рабочие процессы», — рассказывает директор IMPACT.T Мафтуна Ахадова.

О том, что спрос превышает предложение, а загруженность с лихвой оправдывает все ожидания, говорит и то, что в Hub Module администраторы по запросу посетителей остаются и в ночное время.

«Загрузка сейчас 100%, к слову, такая была и в марте. Наши администраторы иногда остаются работать в ночное время, хотя график работы с 09:00 до 01:00 ночи. С утра до вечера поступает множество звонков с просьбой забронировать места, многие из постоянных посетителей бронируют заранее, чтобы не остаться без рабочего места. При этом списки ожидания мы не формируем: кто приходит заранее, тот и работает, бронь можно оформить лишь на день», — говорит управляющий менеджер Hub Module Валерия Хегай.

Останется на плаву

И если цены на жилье подскочили также резко как и спрос, застав многих врасплох, то у коворкингов ценообразование осталось прежним, а в IMPACT и вовсе объявили welcome day.

«Мы не стали менять цены, все осталось как и прежде. Более того, мы объявили welcome day — один бесплатный день для резидентов, чтобы их адаптация прошла легче и установили скидочный прайс на месячный тариф для 10 рабочих мест», — рассказывает Мафтуна Ахадова.

Ситуация осталась прежней и во всех остальных коворкингах. Также как и в IMPACT руководство Hub Module снизили цены, дабы стать доступнее для большего потока клиентов.

В среднем рабочий час стоит примерно 20−30 тыс. сумов, а суточная аренда доходит до 100 тыс. сумов.

При этом, не изменяя цен, выручка у большинство из них выросла. Рентабельность коворкингов и срок окупаемости напрямую зависят от их наполняемости: небольшие пространства покрывают спрос узкой целевой аудитории, а вот коворкинги большей площади и формата имеют возможности для эффективной организации рабочих мест целых компаний разных сфер деятельности.

В любом случае, чтобы бизнес был рентабельным, необходимо время от времени привлекать новых арендаторов, поскольку формат коворкингов не предполагает долгосрочной аренды, а значит, доход, в отличие от расходов, нестабилен.

Так, Валерия Хегай считает, что явление с наплывом временное и радоваться особо нечему. Она также добавила, что коворкинг в качестве бизнеса — дело не совсем прибыльное и легкое, как может показаться на первый взгляд, с множеством мелких операционных задач.

«Культура пользования коворкингом в Ташкенте среди местного населения не особо распространена. Очень многие до сих пор не понимают, для чего он нужен, зачем кому-то платить, если можно дома поработать. Поэтому скорее всего увеличение количества резидентов — явление временное. Никто не знает, да и сложно предположить, как долго это продлится. И несмотря на то, что культура в столице меняется, все происходит не в том темпе, в каком хотелось бы», — поясняет Хегай.

Но Мафтуна Ахадова считает немного иначе. На ее взгляд, тенденция спроса на непривычные многим управленцам рабочие пространства действительно растет. Более того, сотрудники, которые работают в коворкингах отмечают, что КПД у них повышается по сравнению с обычной атмосферой в офисе или работой из дома. Но при этом такой бум спроса и перехода на коворкинги — явление не совсем краткосрочное.

«Несмотря на то, что с отъездом релокантов спрос уменьшится, а количество зарубежных резидентов пойдет на убыль, тренд среди местных компаний останется не только прежним, но и будет расти. Так или иначе, но за коворкингами будущее», — считает директор IMPACT.

О том, что подобный формат работы становится популярнее говорит и Хикмат Абдурахманов. Предприниматель ранее говорил, что для него GroundZero больше как хобби, нежели бизнес. И сегодня его мнение остается прежним.

«Потребность и спрос на рабочие пространства растет. Коворкинги приносят доход, но мы все еще относимся к этому больше как к хобби, нам нравится то, что мы делаем. Поверьте, есть множество более доходных видов деятельности, к примеру, тот же самый общепит», — говорит Абдурахманов.

Он считает, что с точки зрения вложений необходимо помнить, что вкладываясь в подобный бизнес, вернуть деньги можно будет не ранее 3−5 лет и это в лучшем случае. Конечно, косвенных выгод для многих может быть и достаточно — новые связи, отношения.

Важен дух единомышленников

Пандемия сменилась войной, и теперь перед ташкентскими коворкингами стоят новые вызовы. Как отмечают все респонденты, сейчас наблюдается большой поток арендаторов из России.

«Исходя из наблюдений и разговоров с релокантами, наиболее важным фактором выбора рабочих площадей является район, локация, инфраструктура вокруг, сервис, качество услуг и, конечно же, цена», — говорит Дильмурод Ходиев.

Помимо базовых критериев выбора, присущих многим, Хикмат Абдурахманов отмечает еще атмосферу и наличие духа единомышленников.

При этом говоря о рынке, о его насыщенности игроками он отметил, что выбор коворкингов не велик — 4−5 вариантов, с каждым из которых GroundZero знаком, и с которыми у них хорошее сообщество операторов коворкинг-центров.

В конце концов в C-space считают, что прибывшие россияне положительно повлияют на популяризацию работы в коворкингах и потому до конца года в их планах запустить еще две новые локации, создав тем самым 500 дополнительных рабочих мест, из которых 250 уже забронированы.