Spot по традиции подводит итоги года. Вместе с предпринимателями и специалистами в различных сферах вспоминаем яркие кейсы, решения правительства и другие события, которые так или иначе повлияли на определенную отрасль, которые также окажут влияние на ее развитие в следующем году.

С каждым годом на сферу туризма возлагают надежды, применяя все необходимое, чтобы отрасль стала ведущим компонентом национальной экономики.

Тренды в туризме, как известно, формируются желаниями и потребностями путешественников, которые в последнее время претерпели существенные изменения, вызванные сначала пандемией, а теперь и войной в Украине.

Эксперты отмечают, что нынешнее положение достаточно шаткое. Пока неизвестно, что будет происходить с теми или иными странами, куда двинется вектор развития и к чему быть готовым.

При этом любовь к путешествиям осталась прежней: люди продолжают бронировать авиабилеты и гостиницы, но при выборе все больше обращают внимание на наличие прямых рейсов, безвизовый режим и местами карантинные ограничения.

В связи с наплывом россиян туризм начал свое постепенное восстановление в новом статусе: возрос спрос на аутентичные туры и оздоровительные поездки, когда достаточно подышать чистым воздухом и полюбоваться красивыми видами.

Как прошел 2022 год для туристическое отрасли, что еще интересного можно выделить и чего ждать в следующем году Spot разбирался с экспертами — Шарофом Эгамбердиевым, Алишером Мирахмедовым , Фаррухом Рахимовым, Михаилом Шамшидовым и Леонидом Ибрагимовым.

Рост популярности внутреннего туризма

Внутренний туризм, пожалуй, главный тренд этого года.

«Многие ощутили прелесть выходных поездок и коротких путешествий на два-три дня недалеко от дома. Три-четыре года назад сложно было представить, чтобы кто-то в ноябре ездил в горы. Месяц считался „мертвым“ для отдыха за городом. В этом году даже в дождливом ноябре на выходных наблюдался высокий автомобильный трафик на автотрассах по направлению курортных зон Чарвак-Чимган», — говорит сооснователь Samarkand Tourism Forum и автор Telegram— и You-Tube-каналов «Туризмолог» Михаил Шамшидов.

По его словам, в горных зонах теперь достаточно мест для отдыха — те же канатные дороги, рестораны, дачи, гостиницы и рекреационные зоны.

итоги2022, туризм

Фото: Личный архив «Таинственного Узбекистана»

Но эксперт по развитию туризма отмечает, что чем дальше от туристических центров, тем меньше можно встретить комфорта и какой-либо заинтересованности в туризме.

Он считает, что для проникновения туризма в регионы необходимо его сделать устойчивым: подключать и заинтересовывать местных жителей и махалли, а не только полагаться на отраслевые организации и директивы извне.

«На высоком уровне интерес пока только к Ташкенту, Самарканду и Бухаре. Даже до Хивы доезжает только 20% туристов. Хотя у нас много регионов с большим, но все еще не раскрытым потенциалом — многочисленные локации в Ферганской долине, Кашкадарье, Сурхандарье, Каракалпакстане», — добавил автор «Туризмолога».

Въездной туризм

В 2022 году сформировался устойчивый поток туристов из России.

Михаил Шамшидов пояснил, что данный резкий рост спроса кроется не в самом Узбекистане, а базируется на объективных внешних причинах политического толка. Поэтому Узбекистану не стоит почивать на лаврах.

«Нам сейчас надо прилагать все усилия для динамичного развития. Держать фокус внимания на обратной связи с уже повидавшими многие страны российскими туристами, улучшать качество, развивать технологии (прежде всего travel-tech) и сферу впечатлений. А еще ставить амбициозные цели, чтобы наши туристы пролонгировали свое пребывание и в следующий визит приезжали уже с родными, друзьями и знакомыми», — считает Шамшидов.

Аутентичные туры

Сегодня интерес к Узбекистану и поездкам даже по самым отдаленным регионам страны возрос как никогда, отмечают эксперты.

Активизация внутренних туров началась еще со времен, когда были сняты первые карантинные ограничения, но в мире вирус все еще бушевал. Границы многих стран были закрыты и привычные заграничные поездки встали на паузу. Соответственно, вектор спроса сместился на внутренний туризм.

Осознание того, что другие страны известны лучше собственной привели к увеличение спроса на аутентичные туры и частые поездки в исторические города.

итоги2022, туризм

Фото: Личный архив «Таинственного Узбекистана»

Основатель туристического агентства «Таинственный Узбекистан» Шароф Эгамбердиев рассказал, что поток туристов в этом году вырос и, конечно же, большинство из них по понятным причинам были из России.

«В этом году мы чаще обычного получали запросы на аутентичные туры: люди желали отправиться в самые отдаленные уголки страны. Значительная часть была в поисках национальных тканей — адраса, хан-атласа, шелка. И далеко не для того, чтобы пополнить коллекцию чем-то изысканным, а больше для того, чтобы отыскать лучшие варианты и применить их в моде, в производстве новых моделей или просто наладить поставки», — делится Эгамбердиев.

Гиды и агентства отмечают, что туристы стали все больше и чаще запрашивать данные о местной культуре, кухне, необычных и даже мистических местах.

Отдых со вкусом

Гастрономия в этом году стала еще одной из причин полюбить Узбекистан, отмечают эксперты.

«Появились среди туристов и те, кто просит показать им регионы и места, где по сей день готовят по самым древним и сохранившимся рецептам», — рассказывает Шароф Эгамбердиев.

Гастрономические туры могут похвастаться многообразием локаций. В рамках таковых туристы посещают отдаленные поселки, винодельни, различные производства и фермы, дегустируют национальные продукты, пробуют традиционные напитки и гуляют по базарам, рынкам и не только.

Фото: Личный архив «Таинственного Узбекистана»

В мире набирает обороты агротуризм.

«Посещение виноградников, виноделен, дегустация вина, участие в сборе урожая, экскурсии на пасеку или сыроварню — новые возможности весело провести время, даже если нет дачи или пресловутой «бабушки в деревне», — говорит международный эксперт по развитию туризма Шамшидов.

Он считает, что новый тренд пока только делает свои первые шаги. При этом агротуризм — это не только про посещение коровников и фермерских хозяйств, но и про конные клубы, оленьи и страусиные фермы, которые в этом году продемонстрировали высокую посещаемость, считает эксперт.

Поэтому интерес к чему-то пока «диковинному для городского жителя» в динамике будет только крепнуть.

«Работая с 2021 года в двух международных проектах по исследованию потенциала агротуризма и внедрению компонентов туризма в агропредприятие, могу с уверенностью утверждать, что на такие варианты досуга у нас в стране уже есть предложения. Уже сегодня любой желающий может пожить в комфортабельных номерах на территории крупного агропредприятия, освоить верховую езду, походить по эко-тропам, пожить в аутентичной юрте и даже научиться ее собирать, поучаствовать в охоте или пожить в рыбном хозяйстве, медитируя в выходные за удочкой. Так, турист из пассивной единицы становится проактивным участником процесса», — считает Михаил Шамшидов.

Паломнический бум

В направлении выездного туризма одним из наиболее динамично развивающихся направлений является духовный туризм или паломнический.

«Огромной популярностью сегодня пользуется паломнический туризм — умра-туры в Саудовскую Аравию. По популярностью они „затмили“ все другие направления в этом году. Такая тенденция будет, на мой взгляд, присутствовать и дальше. Более того, увеличится и количество авиарейсов. Однако из-за ограниченного бюджета узбекистанцев, туристы будут сокращать поездки по традиционным направлениям. Возможно, мы будем наблюдать некоторый спад», — говорит основатель Tatil.uz Алишер Мирахмедов.

По словам и других владельцев агентств, если путешественникам предстоит проживать в отеле, то ассортимент предоставляемых услуг и рейтинг отеля являются для них второстепенными.

Более важными факторами, влияющими на выбор оказывается график и программа паломнической поездки. Чаще всего цена тура менее важна для паломника, чем его результаты.

итоги2022, туризм

Фото: Личный архив «Таинственного Узбекистана»

Wellness-туризм

Последствия пандемии сказались на потребительских вкусах и приоритетах. Постепенная переориентация привела к новому тренду — лечебный и оздоровительный туризм, когда приятное совмещается с полезным.

Но история далеко не только про санатории, а больше про современный отдых в комплексе с оздоровлением. Причем, как физическим, так и ментальным лечением.

«Термин Wellness & SPA можно встретить все чаще, а все потому, что растет спрос на услуги. Людям, живущим в постоянном стрессе и бешенном ритме все больше хочется заземлиться, расслабиться и отдохнуть с пользой для организма», — говорит Михаил Шамшидов.

По его мнению, спрос с каждым годом только будет расти, а значит появится отличная ниша для бизнеса.

Рост качества сервиса

Основатель mybooking.uz Фаррух Рахимов отметил, что в этом году значительно выросло количество туристов, не считая тех, кто релоцировался и мигрировал в Узбекистан.

Вместе с увеличенным туристическим потоком он отметил значительный рост онлайн-бронирования. Так, например, бронирование семейных номеров выросло на 22%.

Вдобавок, по его словам, увеличилось и количество дней проживания: с 2−3 до почти 4.

Не остался без внимания и уровень сервиса. Опрос, проведенный среди постояльцев 720 отелей показал, что рейтинг по качеству услуг вырос с 7 до 8 баллов.

«Средний показатель среди порядка 8 тыс. отзывов дал понять, что улучшилось качество скорости интернета. Оценка Wi-Fi в номерах с 4 баллов в 2019 году поднялась до 8 баллов из 10. Намного лучше стали и завтраки — средняя оценка возросла на 1,7 и составила 8,5», — делится Рахимов.

При этом не все так радужно: постояльцы отметили, что чаще всего им не хватает бассейна в гостинице, услуг трансфера и отельных ресторанов.

Сингл-путешествия

Стремление к свободе и желанию составить маршрут поездки под себя берет вверх. Эксперты отмечают, что сингл-путешественников в стране становится с каждым годом больше.

«Количество путешествующих в одиночку в этом году значительно выросло. Об этом говорит статистика бронирования сингл-номеров. По-видимому, доверие к одиночному пребыванию в Узбекистане выросло, что не может не радовать», — подчеркнул основатель mybooking.

На его взгляд, число путешествий в одиночку в будущем значительно увеличится. Поэтому он советует владельцам отелей больше работать над изображениями: нанимать профессиональных фотографов, обновлять снимки на сайтах.

«ОТА-каналы и метапоисковики здорово набирают оборот, поэтому нужно быть в тренде — обновлять фотогалерею, лучше и качественнее снимать, передавать на фото атмосферу и удобство проживания в номерах. Ведь путешественники-одиночки не обращаются в туристические агентства, а чаще организовывают себе туры самостоятельно, полагаясь на свой вкус, предпочтения и интуицию, выбирая локации по фото и отзывам», — говорит Фаррух Рахимов.


итоги2022, туризм

Фото: Личный архив «Таинственного Узбекистана»

Деловые поездки

В этом году вместе с ростом числа мигрантов из России выросло и количество бизнес-поездок.

«В этом году заметно увеличилось количество деловых и корпоративных поездок. И, скорее всего, явление далеко не временное, ведь в Узбекистане сейчас наблюдается активное развитие всех сфер экономики, рост инвестиционных сделок и повышенная заинтересованность иностранных компаний», — говорит основатель сервиса по бронированию отелей Hotelios и классического агрегатора авиабилетов Bookhara Леонид Ибрагимов.

По его словам, деловые поездки часто недооценивают, а ведь они занимают в среднем 2,5−3 дня, из которых порой сутки человек тратит на достопримечательности. Не обходится и без посещения общепита и иногда арендой автомобиля.

Прогнозы

Эксперты и игроки туристической сферы считают, что туризм будет идти в гору.

«Однозначно, должно быть все только лучше. Так, если мы говорим о выездном туризме, то скорее всего, стоит ожидать открытие новых авиакомпаний и всемирно известных туристических операторов. Появится больше рейсов и новых направлений и как следствие вырастит конкуренция, а туры станут дешевле», — считает Алишер Мирахмедов.

Вдобавок, он отмечает и то, что вместе с ростом прибывающих в страну иностранцев день за днем будет улучшаться качество сервиса и услуг, откроется больше отелей, гостевых домов и интересных проектов в рамках отдыха в горах. А это, соответственно, приведет к появлению новых рабочих мест и удешевлению внутреннего туризма.

В теории эксперты считают, что снижение турпотока за пределы страны должно повысить популярность внутреннего туризма.

И желание познакомиться с Узбекистаном поближе столкнется с рядом проблем: слабая местами инфраструктура и отсутствие стратегии туристического развития могут не позволить перспективным регионам в полной мере реализовать этот потенциал.