В Казахстане продолжает расти объём «серого» импорта пшеницы из России, сообщает «АПК Информ».

По данным Союза зернопереработчиков Казахстана, в страну ежегодно ввозится 1,5−2 млн тонн контрабандной пшеницы. Наибольшие объёмы поступают в Павлодарскую область, но «серый» импорт также активизировался в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях.

На это указывает сравнение данных по среднему валовому сбору зерна и его вывозу из региона. Например, из Западно-Казахстанской области при среднем сборе в 255,7 тысяч тонн за 2022 год было вывезено 354 тысячи тонн.

Чаще всего «серая» пшеница поступает в Казахстан автотранспортом без оформления, либо в фактическом количестве больше заявленного. Зерно оформляется на местные фермерские хозяйства и в дальнейшем экспортируется в другие страны Центральной Азии и Афганистан.

Как заявляет глава союза Алихан Талгатбек, зерно покупают Узбекистан и Афганистан. Вагоны загружают сверх нормы — до 90 тонн вместо нормативных 70, чтобы за счёт экономии на железнодорожном тарифе и пошлинах снизить себестоимость муки.

Сложившаяся ситуация наносит ущерб Казахстану по нескольким направлениям, считают в ассоциации. По её подсчётам, бюджет ежегодно недосчитывается до $57 млн НДС, а потери оператора железных дорог от неуплаты транзитного тарифа составляют порядка $85 млн.

Кроме того, за счёт контрабанды падает экспортная стоимость казахстанской пшеницы. Алихан Талгатбек оценил нынешнюю цену тонны зерна на погранпереходе Сарыагаш на $50 ниже «объективной».

Из-за этого, по расчётам Союза зернопереработчиков, местные производители и трейдеры недополучают $350 млн при среднем экспорте зерна в 5 млн тонн и муки в 2 млн тонн. Суммарный же урон бюджету и бизнесу Казахстана оценивается в $500 млн.

В отраслевой ассоциации предлагают ужесточить контроль за ввозом российского зерна автотранспортом, в том числе ввести его взвешивание на границе. Обозначена необходимость превентивных мер по пресечению «серого» импорта в северных регионах.

Также союз предложил поднять транзитные ставки для перевозки через Казахстан зерна и муки «в связи с перегруженностью железной дороги». Нынешние ставки даже после отмены скидок он считает как «недостаточные» для защиты экономических интересов страны.

Наряду с этим отмечается важность поиска новых рынков для казахстанской муки с учётом роста переработки зерна в соседних странах и роста поставок из России. Сейчас мукомольные компании ведут переговоры с потенциальными импортёрами из Катара и Пакистана, а также предлагают проработать поставки продукции в Китай.

Ранее Spot писал, что