Дамир Какиев прошел путь от ресепшиониста до руководителя банка, имеет более 17 лет опыта работы в банковском секторе Казахстана («ЮниКредит», «Сбербанк Казахстан», «Альфа-банк Казахстан»). В этом году акционер Davr Bank пригласил Дамира организовать трансформацию банка.

Дамир преподает в международном онлайн-университете Big Money курс по стратегии для предпринимателей. Является основателем крупной технологической IT-компании, инвестором, бизнесменом с пятилетним опытом, членом комитета по развитию МСБ при Национальной палате Казахстана.

В университете, где преподает Дамир, он рекомендует топ обязательных к прочтению книг для всех студентов:

  • «От хорошего к великому», Дж. Коллинз;
  • «Краткая история человечества», «Краткая история будущего», «21 урок для XXI века», Ю. Н. Харари;

  • «Лидер без титула», Р. Шарма;

  • «Открывая организации будущего» Ф.Лалу;

  • «Черный лебедь», «Антихрупкость» Н. Талеб;

  • «Слон на танцполе», Е. Карасюк (про трансформацию «Сбербанка»);

  • "Построение бизнес-моделей", А. Остервальдер;

  • «Воронка продаж» М.Солодар;

  • «Красная таблетка 1 и 2», А.Курпатов.

«Я начал активно читать, когда работал в „Сбербанке“. Мне повезло, что в эти годы председателем банка был Герман Греф. Именно он и внедрил культуру чтения. В банке была своя большая библиотека с тщательно подобранными книгами по бизнесу, экономике, финансам, психологии, культуре, сервису и т. д. Руководство банка специально отбирало необходимую литературу для сотрудников, чтобы была возможность работать с мышлением, улучшать компетенции, развиваться в профессиональном плане», — вспоминает Дамир Какиев.

В тот же период у него появилась собственная библиотека и привычка читать не менее одной книги в месяц. В таком режиме — по 12 книг в год — Дамир читал на протяжении 5 лет.

«Эта привычка позволила мне формировать культуру чтения во всех компаниях, где я работал. В каждой организации мы с сотрудниками устанавливаем книгу месяца. В конце месяца каждый сотрудник делится своими заметками, осознаниями и интересными идеями», — говорит Какиев.

Со временем привычка изменилась и сейчас для Дамира важно не количество книг, а поиск необходимого решения в определенной ситуации. Поэтому он либо перечитывает книги, либо ищет конкретную информацию под свой запрос.


«Источник», Айн Рэнд

Мне нравится эта книга тем, что в ней заложена следующая мудрость: если человек во что-то верит, он это оберегает. Это человек, который не меняет свои взгляды под внешним давлением. Источник — это внутренняя сила, которую ты стараешься максимально сберечь и приумножить. Эта книга про внутреннюю силу.

Мне также нравится другая популярная книга этого автора — «Атлант расправил плечи». Эта книга про людей, которые хотят менять мир. Это люди, которые не хотят жить по навязанным кем-то правилам. Они находят единомышленников и меняют мир к лучшему. Они искренне верят в свой выбранный путь, доверяют ему и творят успехи.

давр банк, дамир какиев, книги


«От хорошего к великому», Джим Коллинз

Это настольная книга для бизнесменов. Для написания книги автор проанализировал большое количество успешных компаний из рейтинга S&P 500. По сути это пособие, которое позволяет сделать компанию не просто хорошей, а великой.

До сих пор помню главный принцип «От хорошего к великому» — сначала «кто», а затем «что». Это говорит о том, что прежде чем приступать к реализации задачи, ты должен посмотреть сначала с кем ты будешь ее реализовывать, а потом как ты это сделаешь.

Очень многие совершают ошибку, когда сначала ставят цель, а потом пытаются ее реализовать командой, которая не способна это сделать. Этот принцип говорит о том, что важно собрать правильную команду.

давр банк, дамир какиев, книги


«7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови

Эту книгу я считаю базой для любого сотрудника. Каждому менеджеру необходимы все семь навыков:

  1. будьте проактивны;
  2. начинайте, представляя конечную цель;
  3. сначала делайте то, что нужно делать сначала;
  4. думайте в духе win-win;
  5. сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным;
  6. достигайте синергии;
  7. постоянно совершенствуйтесь.

Для себя при прочтении этой книги я обратил внимание на навык win-win. Очень многие думают, что конкуренция — это плохо. Условно, есть пирог и каждый получает своей ограниченный кусок. Навык win-win позволяет увеличить этот пирог. Когда появляются новые игроки на рынке, они соответственно увеличивают долю этого самого пирога. Многие не верят в это, но я считаю принцип win-win рабочим инструментом.


«Холакратия», Брайан Дж. Робертсон

Существуют различные системы управления корпоративной культурой в компании.

Холакратия — это революционный подход в менеджменте, где предоставляется возможность каждому члену команды почувствовать себя лидером, ставить себе цели и действовать. С помощью этой технологии управления можно создать команды, которые будут сами себе ставить амбициозные цели, брать на себя ответственность за их реализацию, владеть полномочиями, соответственно они будут быстро работать, эффективно общаясь друг с другом на пути к следующей цели.

На мой взгляд, холакратия — это целевая система управления в наше время, где большим компаниям надо быть гибкими, быстрыми, не терять дух предпринимательства. Вертикально-интегрированные холдинги становятся неповоротливыми, там все замыкается на конкретных людях. В данной системе не нужно управлять людьми: каждый сам знает, что нужно сделать. Система, когда руководитель высшего звена ставит всем сотрудникам компании цели, давно устарела.

В настоящее время большие корпорации подразделяются на многочисленные стартап-компании, в рамках которых сотрудники имеют собственный бюджет и цели. Считаю, что трансформация компаний должна происходить именно по такому принципу. Но не все компании в СНГ могут себе это позволить. В банковской сфере я могу привести пример банка «Точка», который смог реализовать эту стратегию. Мой хороший товарищ Борис Дьяконов — основатель банка, был наверное первопроходцем по внедрению такой системы управления.

давр банк, дамир какиев, книги


«Доставляя счастье», Тони Шей

В Узбекистане многие компании пытаются конкурировать за клиентскую базу, для чего создают большое количество инновационных сервисов. Но самое главное, на мой взгляд, это ориентация на качественный сервис.

«Доставляя счастья» — это пример компании Zappos (американский интернет-магазин обуви и одежды — прим. Spot), которая внедряла в корпоративную культуру принцип холакратии. Это позволило им достичь больших результатов и в конечном итоге продать компанию Amazon за $1,2 млрд.

Важным осознанием для меня после прочтения этой книги стала идея, культура намного важнее стратегии. Это означает, что при создании компании необходимо фокусировать сотрудников на главные цели, в случае Zappos — обеспечить классный клиентский сервис. За счет этого можно построить прибыльный бизнес с большой выручкой. Я помню как они создавали ценности компании, где одной из главных целей был WOW-сервис.

давр банк, дамир какиев, книги