Последние четыре года показали, что рынок логистических услуг не стоит на месте и прежним он больше не будет.

Логистика и мировая торговля переживают период нестабильности: текущая геополитическая ситуация, рост цен на сырье и нехватка рабочей силы оказывают значительное влияние.

Сегодняшние реалии заставили большинство компаний перестроить традиционные логистические маршруты, поменять бизнес-модель, выйти на новые рынки, изучив новые правила игры, и в конечном счете оптимизировать расходы на транспортировку.

О том, зачем международной компании понадобилось представительство в Узбекистане, с какими вызовами они столкнулись, на каком этапе развития находится рынок логистических услуг в стране и чего ждать в ближайшие годы рассказал CEO RTL Alliance Геннадий Гогения и региональный директор Никита Шрубок.


RTL Alliance в Узбекистане

Компания открылась в Минске 11 лет назад. Почти с самого запуска мы начали работать со странами Центральной Азии. Преимущественно с Узбекистаном — 2,5 года назад.

Год назад приняли решение открыть представительство: объемы сотрудничества увеличились, появилась необходимость личных встреч и переговоров тет-а-тет.

Определенные обстоятельства показали, что работать с партнерами и клиентами с глазу на глаз намного результативнее.

Так, гипотеза о том, что физический выход на рынок увеличит эффективность подтвердилась: количество клиентов выросло в несколько раз, выстроились более тесное взаимодействие, что повлияло и на количество осуществленных перевозок.

реклама

Вместе с выходом на новые рынки мы поменяли и свое позиционирование.

Новый слоган стал звучать иначе: The Mover — коротко, просто и без лишнего отражает суть нашей работы — постоянное движение, развитие логистической отрасли и новую культуру транспортировки.

Сегодня операционная деятельность компании охватывает порядка 80 стран. Но основной упор мы делаем на Юго-Восточную Азию, Восточную и Западную Европу.

RTL Alliance — лидер мультимодальных перевозок. Это означает, что логистика осуществляется смешанным путем, несколькими видами транспорта.

Например, груз сначала плывет по морю, потом его перемещают на рельсы, а «последнюю милю» он проезжает на автомобиле.

Вдобавок, мы запустили логистический стартап — платформу грузового букинга. С его помощью человек может в одно касание забронировать и оформить перевозку.

Главная цель платформы в том, чтобы максимально упростить процессы транспортных отгрузок.

Первые трудности и вызовы

Пожалуй, самый большой вызов, с которым мы столкнулись во время выхода на рынок был в доступе к информации.

То есть работая на расстоянии, мы не могли даже с помощью службы безопасности и юристов узнать все о клиенте. А это в свою очередь было большим риском наткнуться на мошенников и недобросовестных партнеров. Что, к слову, и случилось буквально же в первый месяц работы. Благо мы вовремя успели это понять и приостановить отгрузку.

Вдобавок, и самим клиентам было сложно нам доверять. В этом случае личные встречи и работа по принципу «на расстоянии вытянутой руки» должны были решить обе задачи.

реклама

Сегодня все еще остается пара трудностей. Например, не всегда легко донести до клиента многофакторность рынка.

Так или иначе, но есть моменты, которые вне нашего контроля. Чаще всего это объявление санкций и закрытие границ, что в первую очередь сказывается на сроках.

И, конечно же, проблема не только нашего бизнеса, но и большинства других в дефиците кадров. В Узбекистане на закрытие позиции уходит в три раза больше времени, чем в Беларуси.

Восток дело тонкое

Работая на рынке уже год, мы отметили несколько особенностей локальных игроков.

Местные компании, к сожалению, недооценивают скорость перемен и, как нам кажется, работают по старым лекалам, упрощенным подходам.

Попросту никто не играет на опережение, используют старые каналы коммуникаций и взаимодействий.

При таком подходе изменения на рынке приведут к краху компаний: подобный «традиционный» подход не позволит быть им гибкими, применить нестандартные решения, когда это так надо и найти нетипичные пути поставок.

При этом велика емкость рынка и его потенциал. Развитие здесь идет в разы быстрее: то, что мы проходили в Беларуси и России за пять лет, здесь можно преодолеть за два-три года.

Наблюдаем огромные перспективы в развитии на ближайшие годы.

реклама

На бурные изменения повлияет скорость перемен, количество инвестиций и иностранных инвестиционных проектов. С каждым годом конкуренция будет лишь ужесточаться.

И она же будет подстегивать каждого из игроков находить новые и альтернативные маршруты, улучшать качество сервиса, минимизируя там, где это возможно, расходы.

Можем смело сказать, что логистика сегодня — это не только про перевозку груза. Индустрия пронизывает почти все отрасли, начиная от промышленности и заканчивая экспортно-импортными услугами.

Логистический рынок и предпочтения клиентов

Сегодня клиенты хотят больше смежных услуг и меньше головной боли.

Многим было бы удобно, если бы логисты брали на себя таможенное оформление, ВЭД, охотно предлагали альтернативные маршруты и сопровождали денежные переводы.

С каждым днем все больше запросов на складскую логистику и транспортных операторов. Поэтому те компании, которым будет по силу консолидация услуг, сервиса и работа под ключ, заберут большую часть рынка.

Лично мы активно работаем в этом направлении. В Беларуси мы предоставляем комплекс услуг, начиная от страхования и заканчивая услугой «последней мили».

К сожалению, в Узбекистане предложить полный спектр пока не можем.

Комплексность работы — вопрос времени. Например, уже в июне сможем декларировать груз. А после начнем работу над внедрением других смежных направлений.

Но главное, что выход на новые рынки мы всегда начинаем с самого сложного — международных перевозок прямого и мультимодального типа. Такой подход неспроста: в этих направлениях мы имеем высокую экспертизу и немалый опыт.

реклама

Мировой логистический рынок сталкивается сегодня с множеством вызовов.

Например, основные из них — увеличение стоимости доставки, дефицит персонала, запрос на соответствие экологическим требованиям, рост государственного регулирования в сфере грузоперевозок и диджитализация.

И все это, на наш взгляд, взаимосвязано. Поэтому в нынешних реалиях мы работаем открыто и прозрачно: делимся с партнерами сложностями рынка грузоперевозок, предупреждаем о нюансах и не работаем с заоблачными обещаниями.

При этом мы не боимся выстраивать нетипичные маршруты и всегда готовы к нестандартным решениям.

И важно понимать, что ценообразование логистических услуг складывается из множества факторов: маршрут, схемы перевозки, выбранный порт, станция отправления, тип подвижного состава, сезонность и многое другое.

Но есть и те факторы, которые мы не в силах предугадать — санкции, закрытие границ, забастовки, эпидемии и прочее.

По правде говоря, логистика настолько осложнилась, в частности, после 2020 года — увеличилось количество факторов вне контроля.

При этом стабильными оказались наземные перевозки. Все остальные логистические потоки были перераспределены.

Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись сначала в 2020 году, а после в феврале 2022 года, нам удалось отреагировать достаточно быстро. В том числе за счет мультимодальной системы перевозок, мобильности и гибкости.

реклама

Важно отметить, что 2020 год стал поворотным. Для нас это в первую очередь, конечно же, год перестройки бизнес модели. Поменялось всё и довольно быстро, буквально за пару месяцев.

И эти сложности помогли увеличить скорость принятия решений.

Планы. В 2023 году мы сосредоточим внимание над увеличением клиентской базы, штата сотрудников и улучшением качества сервиса. Глобально планируем занять большую часть доли местного рынка.


RTL Alliance — международная логистическая группа компаний, которая входит в число лидеров рынка в сфере мультимодальной и железнодорожной логистики. Это подтверждает статус Лучший мультимодальный экспедитор года по данным ассоциации BAIF.

RTL Alliance также является членом Международной федерации экспедиторских ассоциаций FIATA и Ассоциации логистики Узбекистана.

RTL Alliance — единственная логистическая компания, получившая рейтинг деловой репутации AA reputation и кредитный рейтинг BBB от агентства BIK Ratings.

Офис представительства RTL Alliance в Узбекистане расположен по адресу:
ул. Афросиаб, 8А (бизнес-центр DMAAR), офис 613.

Телефоны: +(998) 93−555−41−14, +(998) 71−205−81−89
Сайт: rtlalliance.uz
Telegram: t.me/RTLTheMover

На правах рекламы.