Евгений Пак начал предпринимательскую деятельность будучи школьником. Что только не продавал: старые вещи, «Кока-Колу», жвачки Orbit.

В 12 лет он решил разводить попугаев. Целеустремленность и папина вера привели к тому, что есть сейчас — к бизнесу и очень большому.

«Помню, как маму настораживало, что ко мне приходят домой взрослые дяди, забирают молодых птенцов, а взамен оставляют корм и деньги», — с улыбкой вспоминает Пак.

Тогда, 20 лет назад, юному предпринимателю удавалось зарабатывать в месяц около двух млн сумов.

Бизнес рос и спустя время в вольере было уже более 500 попугаев, среди которых и экзотические какаду и жако.

Два года бизнес шел успешно, но в один из дней Евгений вместе с семьей уехал в Казахстан, а вернувшись обнаружил, что попугаев нет.

«Собаку отравили, а взрослых птиц забрали. Обиднее всего было, что в гнездах осталось потомство, которое спасти по большей части не удалось. Нескольких я попытался выкормить вручную», — рассказывает Евгений.

Это сильно его потрясло и начинать сначала он не решился.

Чуть позже начал завозить сувениры из Китая. Но амбиции и желание делать нечто большее привели к новой затее — готовить суши и роллы на доставку. Так в далеком 2015 году появилась Yaponamama.

«Все произошло случайно: сначала я начал завозить морепродукты в столицу, работал с небольшими объемами, а потом понял, как для большинства это [паназиатская кухня] дорого. Очередной разговор с приятелем привел к идеи — запустить доставку суши и роллов», — вспоминает Пак.

Yaponamama началась с $1 000 и доставки на дом. Ничего не давалось легко: с раннего утра Пак бежал на рынок за продуктами, днем был менеджером и курьером, а вечерами сводил дебет с кредитом.

Первые полгода в день было буквально по два заказа, дела шли скудно, расходы превышали доходы. Последнее, что могло добить молодого ресторатора — выход партнера из проекта, который по совместительству был еще и поваром.

Все вокруг утверждали, что дело надо бы бросить, но он верил в проект и сдаваться не собирался. Успех стал делом принципа.

Spot поговорил с предпринимателем о том, как удалось добиться любви к паназиатской кухни в стране, где процветает культура плова, почему не удалось стать птичьим магнатом, когда Yaponamama появится за рубежом, как обстоят дела в сфере общепита и на что обратить внимание, когда открываешь свой ресторан.

Текстовая версия интервью представлена в сокращенном виде:


Птичий магнат

Расскажите, как молодому парнишке в 12 лет удавалось ежемесячно зарабатывать по два миллиона сумов?

Когда хочется жить по-другому, тогда и думать начинаешь иначе. Мне всегда хотелось быть не тем, кем я являлся — не быть маленьким и беспомощным. И это меня мотивировало, я сам себе доказывал, что невозможное возможно.

Мое хобби стало бизнесом и достаточно прибыльным.

Вы будучи юным зарабатывали немало. Для таких цифр нужно было постараться. И сколько же надо было продавать попугаев?

Я брал количеством. На тот момент один обычный волнистый попугайчик стоил 10 тыс. сумов. Всегда было по-разному, но иногда в день удавалось продать 40−50 птиц.

Каждое воскресенье ездил на рынок «Янгиабад». Поначалу для того, чтобы продать птенцов и купить корм, но уже спустя год люди сами стали приезжать ко мне.

Помню, в каком недоумении была мама, когда видела в дверях взрослых габаритных мужчин, просивших позвать Женю (улыбается).

Набравшись опыта, я начал выращивать дорогих экзотических птиц. Но их рождаемость была ниже, поэтому приоритет был отдан обычным и всем доступным видам попугаев.

А потом их украли…Вы больше ни разу не пытались начать все заново?

Нет. Их потеря стала для меня самой настоящей травмой. Я тогда решил, что больше никогда не буду этим заниматься.

Прошло вот 20 лет и сегодня я решил возобновить юношеский бизнес. Сейчас строю вольер, планирую посадить туда 500 пар.

Не хочу, чтобы любимое дело кануло в лету. Вдобавок, все закончилось не по моей вине.

Я думаю, что если бы я не останавливался, то точно уже был бы птичьим магнатом (смеется).

евгений пак, япономама

Суши и роллы в стране плова

Расскажите, как к вам пришла идея открыть заведение с суши и роллами?

Всегда хотелось иметь собственное кафе или ресторан, где встречали и кормили бы как дома.

И, по правде говоря, на этот шаг меня подтолкнули местные предприниматели.

Примерно в 2010 году я начал заниматься импортом морепродуктов. Оборот был небольшим. В начале вложил $500, которые взял взаймы, а через год цифры выросли до $50 тыс.

В те времена обслуживал крупные суши-бары.

Договаривались работать по консигнации. Дело дошло до того, что деньги ждал месяцами, бизнес простаивал, задержки привели к тому, что не мог принимать другие заказы.

Пришлось подключать знакомых и друзей, чтобы возвращать деньги «по-хорошему».

Все это в конце концов мне поднадоело. И я подумал, почему бы и самому не начать делать тоже самое — готовить и продавать суши и роллы.

Во-первых, паназиатская кухня повсеместно была дорогой, не каждый мог себе позволить, а значит, ниша, которую можно было смело занять.

Во-вторых, для запуска у меня уже были продукты. Дело оставалось за малым — начать.

С первым партнером разделили обязанности: он отвечал за производство, я — за снабжение, запуск и доставку.

А потом начались первые сложности. Партнер по личным обстоятельствам ушел и мне срочно пришлось искать повара на замену.

Помимо этого трудности были и с количеством заказов, например, в день поступало всего один-два. И так продолжалось на протяжении полугода. Я все ждал, когда выстрелит.

Я долго анализировал рынок, например, проводил опросы, чтобы понять, что нужно и важно клиентам. В те времена доставка не была популярна, да и агрегаторов не было. Я взвесил все риски и принял решение открыть ресторан.

Первый филиал вы открыли на Шота Руставелли. Сегодня у вас их уже 17. Вы единоличный владелец всех заведений?

У меня есть друзья-акционеры. Они участвуют исключительно в качестве инвесторов.

В свое время они увидели потенциал и предложили вложиться, я же решил не отказываться.

И да, чаще всего мои партнеры — действующие директора и топ-менеджеры, которые помогают мне в операционке и в стратегических вопросах.

Если же мне повстречается на пути человек с тем же мышлением, взглядами на бизнес и принципами в работе и жизни, то я обязательно сделаю его партнером вне зависимости от того, вложит он деньги или нет.

евгений пак, япономама

Помимо прочего, сегодня мы работаем с Европейским банком реконструкции и развития.

С их помощью в столице строится еще восемь филиалов. Всего по плану открыть 11.

Например, скоро будет открытие еще одного ресторана в Самарканде. Следом Yaponamama появится в Фергане и Андижане.

А сколько вы вложили в первый филиал?

На первую локацию потребовалось около $60 тыс. (в статье представлены уточненные данные — прим. Spot). Деньги я занял у знакомых под 5% ежемесячно.

Тяжело было с кредитом?

Кредиты меня мотивируют. Я прекрасно понимаю, что деньги нужно отдавать, а если этого не делать, то отношения с людьми сходят на нет. А отношения для меня в приоритете.

Поэтому, чтобы всего этого не случилось, надо много работать. Вот такой вот стимул.

На что пошли первые инвестиции?

На ремонт, закуп оборудования, посуды.

Хотелось сразу сделать «вау». Поэтому керамическую японскую посуду я привез из Казахстана, потратив на это около $21 тыс. с учетом доставки (в статье представлены уточненные данные — прим. Spot).

В итоге через полтора месяца она вся разбилась. Теперь я покупаю исключительно меламиновую посуду. Ею, кстати, и кидаться можно (смеется).

А сколько сегодня понадобится средств, чтобы открыть ресторан паназиатской кухни?

Смотря какой. Например, мы разработали пять форматов: Food Court, Sushi Point (формат работает только на доставку и самовывоз — прим. Spot) и рестораны трех категорий с разным количеством посадочных мест, начиная от 120 и до 200.

Например, на открытие формата Sushi Point нужно в среднем от $60 до $80 тыс. Все зависит от оборудования и помещения.

Сейчас мы хотим этот формат оптимизировать, сократить продуктовую матрицу и сделать так, чтобы вложения на открытие сократились до $50 тыс.

А вот на Food Court уйдет от $60 до $75 тыс.

Стоимость открытия ресторанов трех категорий, согласно нашему брендбуку, начинается от $100 и до $300 тыс.

Продвижение

В одном из видео на своем канале «Все по чесноку» вы сказали, что после открытия люди выстраивались в очереди по 15−20 человек. Вы быстро росли и чуть ли не каждые полгода увеличивали количество посадочных мест. Какие инструменты продвижения помогли?

Тогда хорошо сработало сарафанное радио. Оно нам во многом помогло. А дальше в дело вступили социальные сети.

Я один из первых начал запускать таргетированную рекламу в Facebook. Кстати, в те времена еще не было «Потребитель.уз», но была группа «Что, почем?».

Плюс ко всему, мы изначально были в доступном сегменте и этим выделялись на фоне других.

Да, у нас было меньше рыбы, больше риса, но если хотелось «пафоса», то человек шел в заведения паназиатской кухни High Class. К нам же приходили, чтобы поесть быстро, уютно и вкусно.

Вы говорили, что раньше иначе относились к квадратным метрам под кухню: сначала ей отводили лишь 20%, а оставшиеся 80% отдавали залу. С годами все поменялось: теперь 60% на 40% в пользу кухни. Как вы пришли к этому?

Речь сейчас пойдет не об общепите, а о бизнесе в целом: любому делу деньги приносит та сторона, которая работает.

И зал с этим отлично справляется, но кухня — это та часть, благодаря которой мы можем добавить новые позиции, улучшить продукт.

С годами понял, что необходимо вкладываться в кухню, в само производство и делать его правильно и удобно.

Ведь бизнес работает за счет людей, а значит, важно создавать для них необходимые и комфортные условия.

А как обстоят дела с поставщиками?

С ними у меня было много проблем. Сейчас 80% ингредиентов мы завозим самостоятельно. Все на складах распределено на полгода вперед.

Большую часть везем из Китая. И есть продукты, которые привозим из Кореи и Норвегии.

В планах попробовать вырастить лосось у нас в горах. Сейчас занимаюсь изучением этого вопроса.

евгений пак, япономама

У вас уже 17 филиалов. Как все контролируете?

В первую очередь это система автоматизации и стандартизации. А также «Фабрика Кухни», без которой никак не масштабироваться.

В нашем случае еще и внутренняя Академия по обучению персонала. Без сильной и профессиональной команды никуда.

Давайте подробнее об Академии. Вам все-таки удалось ее запустить?

Да, сейчас она работает по трем направлениям: обучение официантов, кассиров и поваров.

Пока она работает для всех сотрудников бесплатно, но в дальнейшем планируем ее монетизировать.

А еще хотим добавить возможность трудоустройства для тех, кто пройдет обучение.

А сколько будут стоить курсы?

Все будет зависеть от категории. Скорее всего, стоимость будет начинаться от 500 тыс. сумов.

Не «Японамамой» единой

А как появились другие проекты?

Когда появился третий и самый большой филиал Yaponamama, я столкнулся с главной проблемой в процессе масштабирования — начало страдать качество и идентичность блюд в каждом филиале.

Соответственно, пришел к выводу, что необходима стандартизация. Собственно говоря, так и появилась «Фабрика кухни», которая очень успешно себя показала.

Все работает просто: на фабрике изготавливают полуфабрикаты, а они согласно заявкам, отправляются по всем филиалам в столице и в регионах. Это и позволяет сохранять единый вкус и контролировать качество.

евгений пак, япономама

Есть у нас еще и магазин морепродуктов «Япономаркет». Сегодня он пока только в онлайне. Да и то мы его недавно переименовали в «Балычок».

В планах выйти с ним в офлайн — открыть сеть полноценных магазинов морепродуктов, деликатесов и импортных продуктов.

В 2017 году открылся Papin Dom, в 2020 году появился Mayor Tayyor, а в 2021 году — Kaizen.

С Papin Dom я понял, что плохо дружу с ночными заведениями. С ним разные проблемы случались.

Бывали, например, случаи, когда звонили в часа три ночи, искали хозяина, разбирались и прочее. Сейчас проект на паузе, но мы его обязательно возобновим.

Кстати, помимо ресторанов у нас еще запущено производство холодного и горячего копчения рыбы. Поэтому вся рыба в заведениях исключительно нашего производства.

Вдобавок, с недавних пор работаем со школами — поставляем детям обеды и ужины.

Затея начать именно с них появилась неспроста: работа с детьми — вызов. Они капризны, у них свои предпочтения.

Первые три месяца были печальны: одному ребенку не нравилось одно, другому — второе, родители гневались, звонили и писали. Тогда понял, что всем не угодить.

Проблему решили интересно: выпустили нестандартное детское меню, куда добавили блюда паназиатской кухни. И на наше удивление все остались довольны, а количество звонков сошло на нет.

Теперь планируем расширить производство и выйти на крупные компании.

Франшиза и выход в регионы

Вы есть в Чирчике, Бухаре и Самарканде. Все это франшизы?

Нет, это наши проекты.

Как вы поняли, что пришло время выйти в регионы?

Это было для меня стратегически важно. Здесь история больше не про заработок, а про опыт дистанционной работы. Особенно полезно перед запуском франшизы.

Вроде менталитет везде один, но мышление у людей в столице и регионах все-таки разное.

А не было желания продать франшизу?

Было и есть. Просто мы все еще набираемся опыта и не хотим продавать франшизы просто для заработка.

Хотим, чтобы все процессы были прозрачны, а партнеры могли инвестированные деньги быстро вытащить и реинвестировать обратно.

Но проблема франшизы в том, что хотите вы того или нет, но начальных этапах необходимо лично вести контроль, а это значит, что нужна группа людей, которая на протяжении нескольких месяцев будет жить в этом регионе, обучать там персонал, ставить бизнес на поток. А люди обычно на так долго не хотят уезжать из дома.

Но у вас, наверняка, было много запросов…

У нас и сейчас их много. В очереди 100 человек. С 50 я уже встретился лично.

А их больше из Ташкента или регионов?

Больше, конечно, из столицы, но потенциальные партнеры есть и в регионах. С ними мы уже ведем переговоры.

Мы не просто ищем тех, у кого есть деньги или связи. Нам нужны те, кому подобный бизнес интересен и кто нам ближе по духу.

А что нужно для того, чтобы стать партнером?

Для начала заполнить анкету. Далее мы ее изучим, а служба безопасности удостоверится, что все в ней сказанное — правда.

После организовываем личную встречу.

Когда ждать франшизу «Япономамы» в регионах?

Примерно через полгода. Она уже в разработке, выстраиваем отношения.

Конкуренция возбуждает

То, что мы видим на рынке сегодня — это больше про насыщенность или нехватку заведений?

Больше про нехватку. Заведений, конечно, много, но вот хорошего сервиса крайне мало.

Для нас такая ситуация — это замечательно. Я знаю, куда мы ведем компанию, чему обучаемся, четко вижу стратегию.

Всегда проговариваю сотрудникам, что наша главная задача — это не просто заработать, а ежедневно становиться лучше. Если сотрудник считает иначе, мы с ним прощаемся.

А какая ниша общепита насыщена больше всего?

Конечно же, Миллий Таомлар. Это ниша уже настолько прокачена, что открыть и хорошо зарабатывать можно в любом месте. Здесь главное, чтобы было вкусно и дешево.

За последние пару лет в Ташкенте открылось много разных заведений и особенно в вашей сфере. Как удается конкурировать?

Я тщательно слежу за рынком. Знаю всех конкурентов. Когда открываются новые, обязательно делаю заказ, чтобы знать все их сильные и слабые стороны.

Новые игроки меня мотивируют, а конкуренция возбуждает (смеется).

евгений пак, япономама

Вижу, что некоторые открывают уже второй, а за ним и третий филиалы.

И я всегда говорю своей команде, что пока мы стоим на месте, другие расширяются и нажимают на пятки.

При этом я прекрасно понимаю, что темп задаем мы: вижу, как многие пытаются нас скопировать.

Считаю, что если держать себя в тонусе, нет смысла бояться других.

Что ожидать рынку общепита в этом году и в течение ближайших трех лет?

Через два-три года рынок будет перенасыщен.

Почти все первые этажи новостроек через одного — рестораны. Кафе открывают сейчас все, кому не лень и у кого есть деньги. Общепит появляется в городе, словно грибы после дождя. И это круто.

Люди начинают открывать новые форматы, конкурировать и бороться за каждого клиента, а это значит, больше работать над качеством сервиса. Стараются удивить клиента, дать что-то новое.

Это круто и потому что развивается сфера туризма. И для нее это большое преимущество.

До пика мы дойдем только через несколько лет, а пока рынок свободен.

Планы

А у «Японамамы» есть глобальная цель?

Конечно. Есть глобальная и есть долгосрочная. С какой начать?

Давайте с долгосрочной…

На международном рынке есть знаменитые сети — McDonald’s, KFC, а еще есть пиццерия Dodo, но нет сети заведений паназиатской кухни, которая бы сразу приходила на ум и была бы доступна каждому.

Сначала это была просто мысль. Но потом я так долго над этим думал, что затея переросла в цель.

А почему бы и нет. Почему бы не стать международной сетью и не задать себе новую планку. Я ведь с детства доказываю себе, что невозможное возможно.

Сегодня у меня уже есть партнеры, которым это интересно.

В этом году мы планируем провести переговоры, найти точки соприкосновения, а в следующем открыть «Японамаму» в Кыргызстане, Казахстане, Турции и Азербайджане.

Во всех этих странах нас уже ждут, есть люди, готовые работать, кому эта идея интересна.

Тогда какая глобальная цель?

К ней мы уже приступили — это гостиничный бизнес.

Хочу, чтобы была возможность путешествовать и работать.

Только представьте, что вы прилетаете в Стамбул или на Мальдивы, а у вас там и отель свой и ресторан. Есть, где и поспать, и поесть (смеется). Разве не здорово?!