Оборот рынка франчайзинга в России по итогам 2022 года вырос на 19% — до 2,8 трлн рублей (около $33,5 млрд), сообщает Forbes Russia со ссылкой на исследование Franshiza.ru.

С мая 2022 года по май 2023 года 30 участников рейтинга Forbes самых выгодных франшиз открыли более 18 тыс. партнерских предприятий. В начале этого года в России по франшизе работало 3249 брендов — на 5% больше, чем годом ранее.

Самой популярной франшизой у предпринимателей стал Ozon, который прибавил 11601 партнерских пунктов выдачи заказов. Следом идет маркетплейс Wildberries, открывший 4970 магазинов.

В прошлом году году около 280 сетей по всей России закрылось — это на 70% больше, чем в 2021 году. Также участники списка стали испытывать разного рода трудности: 16% столкнулись с проблемами логистики, 10% — со сложностями поставок и оборудованием, а 6% — с трудностями кредитования.

Рейтинг Forbes 30 самых выгодных франшиз в 2022 году поделен на 3 категории в зависимости от размера инвестиций в открытие франчайзинговой точки: от 5 млн, от 1 до 5 млн и до 1 млн рублей.

Самый выгодной франшизой в верхнем сегменте остался Fix Price с инвестициями в открытие партнерского предприятия в размере 5,8 млн рублей (около $70 тыс.). Новая франчайзинговая точка будет приносить до 90 млн рублей ($1,07 млн) годовой выручки и до 25,2 млн рублей прибыли ($300 тыс.). Всего у Fix Price более 4,8 тыс. собственных и 540 партнерских точек.

В конце прошлого года российская сеть магазинов Fix Price перестала работать в Узбекистане напрямую и полностью перевела бизнес на модель франшизы. Тогда у компании было 19 франчайзинговых точек.

На пятом месте расположилась сеть «Додо Пицца» с вложениями в 15 млн рублей ($180 тыс.). Годовая выручка франчайзинговой точки составит 71 млн рублей ($850 тыс.), а прибыль — 10,7 млн рублей ($127 тыс.).

Сейчас 95% пиццерий «Додо Пицца» работают именно по франчайзингу. Количество собственных локаций компании не превышает 40, отмечает компания.

По словам основателя сети Федора Овчинникова, в Узбекистане планировалось открыть 5−7 новых точек при успешном поиске партнера. На данный момент в Ташкенте открыты три пиццерии «Додо Пицца», хотя компания рассчитывала ещё в 2020 году довести их число до 30.

Wildberries входит в топ-5 списка выгодных франшиз с инвестициями до 1 млн рублей. Для открытия точки по франшизе необходимо вложить до 0,6 млн рублей (чуть более $7 тыс.). Всего маркетплейс владеет больше 10 тыс. собственных точек, а также имеет 17216 партнерских пунктов.

Wildberries открыл первый пункт выдачи в Ташкенте 14 февраля 2022 года, после полутора лет переговоров. Узбекистан, который основательница платформы Татьяна Бакальчук называла «очень перспективным рынком», стал для компании 20-й страной по счёту. В 2022 году количество продавцов из Узбекистана на Wildberries выросло вдвое и сейчас на платформе числится около 2000 предпринимателей, продающих товары из страны.

Fix Price и «Додо Пицца» также стали лидерами списка самых выгодных франшиз в 2022 году. Однако тогда расходы на открытие их локаций были выше, а выручка и прибыль — немного меньше.

Ранее Spot писал, что Wildberries повышает тарифы на открытие новых точек в Узбекистане.