Китай отложил строительство железной дороги в Узбекистан через Кыргызстан на неопределённый срок, сообщило издание Silk Road Briefing.

Дорожная карта по реализации проекта была согласована в мае, а приступить к проведению ветки планировалось осенью. Однако начать работу помешали разногласия по ряду вопросов, в первую очередь — финансовому.

«Проект готов, однако Пекин, Бишкек и Ташкент ещё не договорились насчёт денег, точнее, долей финансирования», — сообщил генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов.

Кыргызстан и Узбекистан хотят стать транспортными хабами, но не располагают средствами для оплаты проекта. КНР может построить железнодорожную ветку самостоятельно, однако не считает этот проект приоритетным. «Всё опирается на деньги», — заключил Бессонов.

Глава НИИ сейсмоустойчивого строительства при Казахстанском институте стратегических исследований Райымкул Мендекеев заявил, что проект ветки Китай-Кыргызстан-Узбекистан не в интересах Москвы и Астаны. Он также считает, что проекту мешают политические причины.

«У нас [в Кыргызстане] нет железной дороги, мы возим [грузы] через Казахстан. <...> Для них выгодно, если мы останемся экономически зависимы от них. Говоря откровенно, они не хотят, чтобы у нас была своя железная дорога, которая принесёт нам экономическое развитие», — отметил Мендекеев.

Будущая ветка должна соединить железнодорожные сети Китая и Узбекистана через Кыргызстан, а затем через Туркменистан, Иран и Турцию выйти в Европу. Маршрут длиной 454 км проходит от китайского Кашгара через Торугарт, Нарын и Джалал-Абад до узбекистанской границы.

Стоимость проекта оценивается в $1,34 млрд. По условиям межправительственных соглашений, строительством займётся China National Machinery Import & Export Corporation (CNIMEC).

В Кыргызстане рассчитывают ежегодно получать до $200 млн дохода от транзита грузов по будущей ветке. Однако перевозки через Казахстан при значительно большем объёме не дают таких же результатов, отметил эксперт по инфраструктуре Кубат Рахимов.

Недавно министр транспорта Кыргызстана Тилек Текебаев заявил, что для железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан предлагались два варианта финансирования — кредитное или на основе ГЧП. Он обещал, что республика вынесет свои предложения на переговорах.

Ранее Spot писал о начале финального этапа переговоров по Трансафганской железной дороге.