Ташкент имеет потенциал для того, чтобы в ближайшие годы закрепиться на позиции крупнейшего города Центральной Азии. Об этом говорится в отчёте консалтинговой компании Commonwealth Partnership.

Этому способствуют опережающие темпы урбанизации и быстрый рост населения. В этих условиях наряду с действующими деловыми кластерами появляются условия для новых периферийных бизнес-зон.

По расчётам компании, в 2035 году в столице будет насчитываться 2,15 млн кв. м. офисной недвижимости — на 460% больше нынешнего. Для привлечения бизнеса к ним требуется решить ряд задач.

Жители

На 1 июля в столице Узбекистана проживало чуть меньше 3 млн человек. При сохранении нынешних темпов роста население уже к 2035 году может достичь отметки в 4 млн, а к 2050 году превысит 5 млн.

Плотность населения составляет 68 человек на гектар, что сравнимо с другими мегаполисами — например, Лондоном и Гонконгом. Уровень обеспеченности жильём на душу населения составил 22,8 кв. м.

В компании отметили, что на средний показатель обеспеченности заметно влияет высокая доля проживающих в частных домовладениях. Рост доли одиночного проживания сказывается на размере домохозяйств.

Стратегия «Ташкент-2030» предусматривает наращивание жилищного строительства до 44 тыс. квартир в год, главным образом за пределами МКАД. Вместе с тем средняя площадь квартир снижается уже несколько лет, при этом растут требования к качеству.

Аналитики прогнозируют более активное возведение жилья класса «эконом» и «комфорт» за пределами столицы. С 2020 года на эти категории приходится 48% ввода новых квадратных метров.

Площади

Индивидуальное жилищное строительство занимает 36,3% площади города — заметно больше, чем в развитых странах. При этом в частных домах проживает четверть жителей, в то время как более 60% населения и 12% площади приходится на среднеэтажную застройку.

Почти 19% земли в городе приходится на промзоны, при этом значительная их часть используется неэффективно. Редевелопмент этих территорий с упором на социальную и деловую инфраструктуру обеспечит сбалансированность городской среды.

В CMWP ожидают более выраженного раздела города на две части — низкоэтажную и многоэтажную. Строительство «Нового Ташкента» к юго-востоку от нынешнего города сместит центр плотности населения в восточную сторону.

С другой стороны, «Новый Ташкент» снимет часть транспортной нагрузки с центра города, где сейчас сконцентрированы 60% офисных помещений. На его территорию также планируется перенести административные органы и создать до 200 тыс. рабочих мест.

Однако ключевым вопросом остаётся спрос на отдалённые от основной части города площади, а также возведение жилья для поддержания деловой функции. Эксперты призывают опубликовать планы развития «Нового Ташкента» для горожан и потенциальных инвесторов.

Инфраструктура

Приоритетной задачей для редевелопмента CMWP считает реновацию инфраструктуры, так как её нынешнее состояние создаёт вызовы для роста города. В частности, отмечается износ коммунальной инфраструктуры и её недостаточное обслуживание.

К решению проблем инженерных коммуникаций привлекают иностранные компании (SUEZ, Veolia). Однако заключению новых концессий мешают нормативные сложности.

Эксперты выделили также рост числа автомобилей — за последние 4 года их стало на треть больше, а к 2035 году оно может вырасти на 120% к нынешнему. Следствием этого может стать увеличение пробок и дефицит парковок, а также дополнительные экологические проблемы.

В мировой практике для решения этой проблемы используются такие меры, как платный въезд в центр города или платные парковки, а также развитие общественного транспорта. Однако последнее требует комплекса условий, в том числе стабильности и качества сервиса.

Ранее Spot писал, что рынок складской недвижимости в Узбекистане может вырасти в 50 раз.