Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует ускорение темпов роста инфляции в 2024 году из-за повышения тарифов на энергоносители, сообщает пресс-служба международной организации.

На фоне увеличения расходов бюджета, высокого роста зарплат и экспорта МВФ улучшил прогноз по росту экономики Узбекистана с 5,5% до 5,7% на этот год. При этом увеличение импорта и сокращение денежных переводов приведут к росту дефицита внешнего счета текущих операций. Однако международные резервы останутся достаточными для покрытия 8,5 месяцев объема импорта, что значительно выше рекомендуемого уровня в три месяца.

В нынешнем году инфляция замедлятся до 9%, чему поспособствует высокая реальная ставка ЦБ, уменьшение ставки НДС, а также снижение мировых цен на продовольствие и энергоносители.

На 2024 год МВФ ухудшил прогноз экономического роста с 5,5% до 5,2%, объяснив это необходимостью консолидации государственного бюджета, дефицитом внешнего счета текущих операций и внешними рисками.

Снижение дефицита бюджета до целевого уровня в 3% ВВП к 2025 году позволит восстановить бюджетные буферные резервы для реагирования на потенциальные шоки и снизить инфляцию, что важно для бедных слоев.

Консолидацию бюджета планируется достичь за счет:

  • повышения адресности социальных выплат;
  • сокращения директивного кредитования и неадресных энергосубсидий;
  • введения социальной нормы потребления;
  • отмены налоговых льгот;
  • уменьшения размера теневой экономики.

МВФ отмечает, что Узбекистану необходимо совершенствовать бюджетное планирования для достижения целевых показателей при меньшем объеме ресурсов. Планирование можно улучшить путем строгого соблюдения бюджетного календаря, унификации инвестиционного бюджета вне зависимости от источника финансирования и его подготовку вместе с очередным годовым бюджетом, ограничения частоты изменений в течение года, так как это усложняет исполнение бюджета и не улучшает его результаты.

Также в международной организации рекомендуют совершенствовать контроль и оценку фискальных рисков, особенно связанных с деятельностью госпредприятий и государственно-частного партнерства.

«Ожидается, что необходимое повышение регулируемых цен на энергоносители приведет к росту инфляции», — говорится в сообщении.

Проинфляционное влияние индексации тарифов будет отчасти компенсировано жесткой денежно-кредитной политикой Центрального банка и значительной консолидацией госбюджета. Эффективность политики регулятора ограничена низким уровнем финансового посредничества, высокой степенью долларизации и значительными объемами директивного кредитования.

МВФ подчеркивает необходимость укрепления системы корпоративного управления, повышения прозрачности государственных банков и сокращения директивного кредитования. Эти меры поспособствуют приватизации банков, выравниванию рыночных условий, углублению финансового посредничества и расширению доступа к финансовым услугам.

Кроме того, МВФ отмечает повышение прозрачности госзакупок, индексацию тарифов, приватизацию госактивов и принятие нового закона о конкуренции. Тем не менее, рекомендуется повысить энергетические тарифы до уровня окупаемости затрат, улучшить корпоративное управление и прозрачность, приватизировать госпредприятия и снизить роль государства в экономике.

«Ускорение переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО — прим. Spot) и сотрудничество с соседними странами по развитию транспортных маршрутов позволит снизить транспортные расходы и открыть новые рынки для продукции Узбекистана», — добавили эксперты.

По оценкам ЦЭИР, вступление Узбекистана в ВТО обеспечит рост экономики на 0,5%, снизит торговые издержки и увеличит благосостояние населения.

В октябре этого года существенно выросли тарифы на электричество и природный газ. Тогда они затронули только бизнес, а тарифы для населения остались на прежнем уровне вплоть до введения социальных норм в 2024 году.

Ранее Spot писал, что Узбекистан вступает в «сложную фазу» экономических реформ — Fitch.