1 мая Шавкат Мирзиёев ознакомился с вагонами отечественного производства и осмотрел электрифицированную железную дорогу Ургенч — Хива, сообщает пресс-служба президента.

На сегодняшний день железная дорога Бухара — Ургенч — Хива протяженностью 465 км полностью электрифицирована, а вдоль нее установлено 960 км защитных ограждений, построены инженерные сооружения.

Для этого направления из Южной Кореи будут закуплены шесть высокоскоростных электропоездов Hyundai Rotem. С 2026 года их планируется запустить по маршруту Ташкент — Хива под названием «Джалолиддин Мангуберды».

«В последние годы к городу Хиве проложена железная дорога, построен новый вокзал, полностью электрифицирована железная дорога Бухара — Ургенч — Хива. Как мы с вами договорились, в 2026 году по этому маршруту будет налажено курсирование современных скоростных поездов, названных в честь Джалолиддина Мангуберды. Самое важное, в ближайшем будущем эти скоростные поезда будут ездить до Нукуса», — заявил глава государства на открытии международного туристического центра «Арда Хива».

В результате железная дорога сможет обслуживать более 3 млн пассажиров в год. Время в пути от Ташкента до Хивы сократится почти вдвое — с 14 до 7 часов 40 минут. Пропускная способность грузоперевозок увеличится с 1 до 6 млн тонн.

Для обновления парка вагонов из Фонда реконструкции и развития выделено $50 млн. В первом квартале текущего года построены первые 10 пассажирских вагонов. Глава государства ознакомился с условиями, созданными в новых отечественных вагонах.

В течение следующих двух лет планируется увеличить число пассажирских вагонов до 70 единиц и постепенно отказаться от устаревших моделей. Это позволит дополнительно перевозить более 1 млн пассажиров в год.

Шавкат Мирзиёев отправился на новом поезде из Ургенча в Хиву вместе с представителями общественности.

Электрификация ж/д Бухара — Ургенч — Хива

О планах электрифицировать железную дорогу от Бухары до Хивы впервые заявил Шавкат Мирзиёев в своем послании парламенту в конце 2020 года. Президент отметил, что работы планировалось начать в 2021 году.

Узбекистан получил для этих целей $162 млн от Азиатского банка развития и $108 млн от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а общие расходы на проект оценили в $365 млн. К контролю за ходом технических работ привлекли немецкую DB Engineering and Consulting.

В ноябре 2022 года Мирзиёев ознакомился с презентацией, согласно которой запустить поезда Afrosiyob до Ургенча и Хивы планировалось в 2024 году. Тогда же президент поручил приступить к электрификации ветки Мискин — Нукус, на которую планируется выделить до $460 млн.

Как сообщалось на открытии нового железнодорожно-автомобильного моста через Амударью в феврале этого года, электрификация обеих веток будет завершена до конца 2025 года. Запуск скоростных поездов в Хиву и Нукус должен сократить транспортные расходы на этих направлениях вдвое и увеличить пассажиропоток на 30%.

На маршруте Ташкент — Хива планируется использовать новые электропоезда производства Hyundai Rotem с максимальной скоростью 250 км/ч. В августе президент утвердил ТЭО соглашения о закупке в Южной Корее 6 составов.

В конце 2024 года «Узбекистон темир йуллари» выпустила опровержение информации о запуске с 7 декабря поездов Afrosiyob из Ташкента в Хиву. В госкомпании заявили о проведении тестового рейса для обкатки электрифицированной линии Бухара — Хива.

Ранее Spot писал, что модернизация аэропорта Ургенча обойдется в $223 млн, пропускная способность утроится.