Запустить бизнес со смартфона

Илон Маск говорил, что запустить стартап это как смотреть в бездну и жевать стекло. Первые полгода так у нас и было. В день запуска сервис проработал ровно 10 секунд и все зависло. Я был в ужасе, что собрал столько людей, а система не работает, но важнее было то, что это был первый конкретный результат.

Все началось в тот день, когда я прочитал статью об одном парне, который запустил сервис подачи такси через Facebook. «Почему бы не воплотить такое же в Ташкенте?», подумал я и уже готов был приступить к работе, как вспомнил про Telegram — он больше распространен в Узбекистане, он более удобен, там больше готовых решений.

Условным стартом Go Taxi можно назвать декабрь 2016, но я считаю, что мы до сих пор стартуем, потому что все еще находимся на стадии MVP — я слишком часто видел, как IT-стартапы тратят огромные ресурсы еще на стадии разработки, пытаются довести продукт до идеального состояния, и оказывается, что на момент запуска все, что они сделали, не работает или даже уже неактуально. Бессмысленно стараться детально прорабатывать продукт, не зная как на него отреагирует рынок.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

80% кода сервиса написано на смартфоне, тогда я еще работал на должности финансового аналитика в Lukoil. Мои знания в программировании были базовыми, и поначалу это было просто хобби — было интересно освоить что-то новое. Все записи сохранял в простых заметках на iPhone.

Мой первый бот, который я написал, мог спрашивать «Ты женишься на мне?», предлагал два варианта ответа «Да» и «Нет», на «Да» он отвечал «Спасибо», на «Нет» отключался. Потом я просто заменил кнопки на «Поездка», «Отправить заказ», «Отменить» и был счастлив.

Лучше всего работает реклама в digital

Первый прототип сервиса был ужасным — он не был жизнеспособен ни с точки зрения бизнеса, ни с точки зрения технологий. В нем тогда было много опций, которые в принципе не могли работать, например, мы тогда считали фишкой, что клиент мог выбрать водителя. Эту функцию мы убрали через месяц — у людей уходило слишком много времени на то, чтобы определиться с выбором и оформить поездку.

Технические трудности заключались в отсутствии GPS и правильного алгоритма раздачи заказов. В результате это был какой-то кошмар — все водители одновременно видели все запросы и буквально дрались за них. Еще и километраж вводить приходилось вручную. Была проблема и с масштабированием — как только я подключал 30 водителей система просто переставала работать. В первый месяц система слетала 500 раз, в итоге 90% того, что я написал, сейчас в мусорке.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Внешний расход на разработку ПО с первого дня до сегодня составляет 0 долларов. Мои друзья, которые первыми тестировали сервис, не понимали, как это вообще возможно — вызывать такси через Telegram. Одна из самых частых проблем, с которой мы сталкивались это то, что люди не умели отправлять геолокацию. Что мы только ни делали — фото-инструкции, гифки, видео, объясняли даже, что такая функция вообще есть. В конце концов, большинство пользователей наловчилось и дело пошло налад. Спустя полгода мы уже были прибыльны.

Еще одну проблему мы видели в том, что многие пользователи просто прогуливались по меню и сервису, так и не сделав заказ. Сначала мы были удивлены, но потом поняли, что не каждая установка бота это пользователь сервиса. Поняли, что рекламу надо делать более фокусированной.

Сейчас рекламный бюджет составляет около 1000$ — лучше всего работает digital. Мы пробовали делать промо-акции, раздавать флаеры, устраивать презентации, но эффективнее всего оказалась реклама в Facebook.Так как рынок такси сильно зависит от сезонности (на праздники, и особенно после Нового Года наступает затишье), мы периодически активизируем маркетинг — скидки, акции, предложения.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Без автоматизации расти невозможно

Невероятно сложно было не только сделать работающий функционал, но и сделать сервис визуально понятным как клиенту, так и водителю. Эта иконка в виде движущейся машинки может показаться просто прикольной фичей, но, на самом деле, это очень удобно — благодаря ей клиенты понимают, как далеко находится водитель и когда он прибудет.

Главная цель Go Taxi сейчас — обеспечить качественное предоставление сервиса такси. Что такое качественный сервис я понял в Японии, где проходил обучение в магистратуре. Именно в стране восходящего солнца понимаешь, как ответственно подходить к своей работе, что от каждого зависит успех общего дела.

Такой подход я применяю и внутри компании. В штате сейчас 10 человек, весь процесс настолько автоматизирован, что сможем расти дальше без увеличения численности персонала. Сейчас у нас более 15 000 активных пользователей и более 300 автомобилей.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Отбор водителей и работа с ними вообще отдельная история. Несмотря на то, что мы агрегатор, а не поставщик услуги, ответственность за качество сервиса лежит на нас, поэтому с ними проводим серьезную работу. Отбор проходит в несколько этапов, мы смотрим абсолютно на все, даже на то, насколько чиста обувь у водителя. Недостаточно провести беседу — моделируем ситуации, в которых проверяем реакцию человека на раздражители — мало ли какие будут клиенты и случаи, наши водители должны сохранять спокойствие и профессионализм. В обязательном порядке проверяем все автомобили — садимся и проверяем, нет ли посторонних запахов, табака, к примеру, чистый ли салон и многое другое.

Как и любая профессия водительская имеет свои особенности и требует особого подхода — поэтому с ними работает HR специалист. Прежде чем подключиться к системе, он проходит обучение. Мы пробовали читать лекции, беседовать с каждым индивидуально, проводили видеоуроки даже, но остановились на презентации. Там есть визуальное сопровождение, а также интерактивность. Так как мы IT-компания, то стараемся брать на работу тех, кто с гаджетами «на ты».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы оставляем за собой право в случае невыполнения условий договора и неэффективной работы отключить аккаунт водителя от системы. Например, если он мало работает или если нагрубил клиенту. Сервис постоянно мониторит показатели деятельности водителей такие как оценки пользователей, количество выполненных заказов, отмены заказов. Строго прописанный протокол отработки каждого показателя водителя позволяет нам по истечении недели понять, ценный ли это для нас человек.

Сколько он заработает, зависит только от него самого. Сотрудничество с водителями строится на модели геймификации. Есть бонусы, премии, гибкие условия от 5%-15% в зависимости от качества работы водителей. Водители мотивированы работать хорошо, так как действуя по правилам они зарабатывают больше.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Технологии — лучший инструмент в конкурентной борьбе

Вся сложность и логика заключается в серверной части, а написать бот просто, достаточно владеть базовыми навыками программирования и всегда можно погуглить. Telegram дал нам очень классную точку доступа к клиенту — мы попадаем в его «личное пространство». Ведь ваш Telegram не похож на мой, вы знаете все иконки контактов, свободно там ориентируетесь и когда среди них появляется иконка Go Taxi, это уже совсем другой уровень персонализации. По сравнению со службами такси, которые работают через приложение, клиенту не нужно ничего скачивать, ждать. К тому же, ботом легко делиться с друзьями и родными.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы стараемся не делать громких заявлений и кичиться цифрами — вместо этого стремимся сделать продукт, который полностью удовлетворяет потребности и водителя, и клиента. Первое, на чем мы сфокусировались — постараться лучше и быстрее находить клиента — иными словами сделать так, чтобы клиенту не приходилось каждый раз объяснять водителю какое дерево или магазин рядом, через сколько метров повернуть и так далее. Статистически нам удалось достичь в этом хороших показателей. Мы хотим создать для пользователей ощущение, что к ним приезжает личный водитель.

Сервисы агрегаторы, такие как мы, все время находятся меж двух огней. Перед нами стоит сложная задача удерживать баланс между потребностями клиентов и желанием водителей.

Несмотря на то, что мы работаем посредством бота, наша инфраструктура может работать со множеством различных интерфейсов, а привязка к Telegram — это удобство для пользователей, поэтому говорить о зависимости или ограниченности в рамках мессенджера не приходится.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Рынок такси в Ташкенте имеет большой потенциал, в особенности для таких агрегаторов как мы. Инфраструктура общественного транспорта Ташкента еще слабо развита, автобусы переполнены, метро есть не везде, поэтому многие вынуждены передвигаться на такси. Очень маленькая доля рынка приходится на вызывное такси — все, в большинстве своем, пользуются услугами «бомбил». Незаконные таксисты и являются нашими основными конкурентами, и их можно победить при помощи комфорта, сервиса, цены и, конечно же, технологий. Наша глобальная цель сделать так, чтобы вызвать и добраться до места при помощи GoTaxi было удобнее, быстрее и дешевле, чем ловить попутку на улице. Это долгий и сложный путь, но мы намерены пройти его до конца.