25 роботов, 1300 детей

В 2015 году Тимур Азаматов и Алишер Исаев вложили в запуск школы 5000 долларов. На момент открытия было пять программируемых роботов Lego Mindstorms — новейшие конструкторы EV3, каждый из которых стоил 500 долларов. Сегодня роботов уже 25, в месяц школа обучает около 1300 детей, а выручка по итогам прошлого года выросла в четыре раза.

Образовательную базу, учебные материалы, преподавательский состав — всё пришлось строить с нуля, адаптируя опыт зарубежных специалистов под реалии Узбекистана.

Сложнее всего оказалось получить лицензию Государственного центра тестирования:

«Там долго не могли принять решение по поводу нашего учебного центра, потому что понятия „образовательная робототехника“ в реестре нет. Это одна из главных проблем при создании инновационных центров — в стране не сформирована законодательная база, которая могла бы регулировать данное направление».

Тестовые занятия по сборке роботов провели среди детей друзей и знакомых: собрали 15 человек, получили первые положительные отзывы и опыт.

С начальным продвижением и расширением охвата аудитории помогли так называемые early adopters — первые активные пользователи инновационного продукта на ранней стадии:

«Популярные и читаемые в Facebook личности, которые понимали важность обучения детей робототехнике, нам очень помогли. Одним из первых был Вячеслав Кан (основатель площадки Torg.uz — Spot), спасибо ему за то, что остается с нами».

Сегодня о школе узнают из новостей и поисковиков, для многих родителей становится открытием, что в Ташкенте обучают робототехнике.

Дух соревнований: «Робофест» и всемирная олимпиада

30% обучающихся в школе — дети дошкольного возраста, 70% — дети постарше.

Главная задача — сделать курс максимально интересным, чтобы ребенок не заскучал:

«Процесс обучения и работы с детьми достаточно сложен. Для нас самое важное — удержание, если ребенку становится скучно, и он уходит спустя три-четыре месяца, это большой минус. Поэтому мы работаем над мотивацией преподавателей, совершенствованием программы, различными дополнительными акциями».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В школе нет оценок, главный стимул для детей — соревновательный дух. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы они постоянно соревновались друг с другом. Победители едут на международные соревнования -Robofest (Россия), World Robot Olympiad (Индия, 2016 год).

RoboKidz активно продвигает робототехнику в Узбекистане. Проводятся лекции в частных школах, соревнования между школами и центром. Самым большим достижением компания считает организацию в сентябре 2017 года состязаний между странами Центральной Азии Central Asia Robot Challenge, в которых приняли участие команды из Казахстана.

Хайп вокруг роботов и перспективы рынка

У школы 16 партнеров в Ташкенте, за пределы столицы выходить в ближайшее время не планируется:

«В Москве, например, порядка 200 школ и кружков по робототехнике. Если сопоставить население Москвы и Ташкента, то у нас их должно быть около 70 — нам есть куда расти здесь».

Не исключено, что рынок Узбекистана станет привлекательным для зарубежных игроков:

«Вполне возможно, что в этом году на наш рынок выйдут несколько компаний, наверное, российские или казахстанские. В Казахстане рынок перегрет, там очень много образовательных центров по обучению детей робототехнике как инженерному делу — конструирование, моделирование и программирование. Это тренд, за ними будущее».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

С RoboKidz связывались представители Lego Education Russia, чтобы обсудить выход на рынок Узбекистана:

«Для них наш рынок не очень интересен, наверное, до тех пор, пока мы не введем робототехнику как часть школьного обучения. Когда такой предмет появится в общеобразовательных школах, тогда они будут предлагать свои решения».

Российское представительство Lego Education занимается продвижением образовательных программ на территории РФ и стран СНГ с 2010 года. Наборы сформированы по различным предметам для учеников разных возрастов, поставляются в комплексе с методическими указаниями и программным обеспечением на русском языке.

Школа не стоит на месте — изучает зарубежный опыт, рассматривает новые модели Lego Education:

«Сейчас робототехника — хайп, множество компаний предлагает разработки в области создания и программирования роботов, но насколько они эффективны и востребованы, покажет только время».

Параллельные проекты: ивент-агентство, школы бизнеса и IT для детей

Роботов можно применять во многих сферах помимо образования и производства. Например, в ивент-индустрии.

Возникла идея использовать роботов на различных мероприятиях для развлечения детей, и летом прошлого года Тимур создал ивент-агентство. Удалось провести 15 ивентов, в том числе на фестивале Uzbegim, где готовили плов-рекордсмен. Но в декабре деятельность была заморожена из-за отсутствия квалифицированного персонала:

«Единственная проблема — кадры, я ищу толкового менеджера. А так есть шесть роботов, которые развлекают детей».


Еще один параллельный проект — школа детских бизнес-курсов Nest, где развивают навыки, которые пригодятся как бизнесе, так и в жизни.

«Всемирный экономический форум недавно сформировал три топ-качества сотрудников будущего: креативность, умение решать проблемы, критическое мышление. Три основные составляющие, которые позволят ребенку в любой ситуации выйти победителем. И неважно, будет ли это робототехника или какие-то другие курсы. Мы работаем с детьми по данным направлениям, учим их приспосабливаться к любым невзгодам и применять полученные навыки в бизнесе».

Готовится к запуску инновационная школа TechPro, где подростков будут обучать IT-специальностям. Главная цель — предоставление второй профессии:

«Если начать программировать в 16 лет, к 20 годам уже можно стать достаточно востребованным специалистом и спокойно зарабатывать долларов 500 на удаленке».


Идея создания школы возникла из-за нехватки в Узбекистане квалифицированных специалистов в IT-сфере. При этом одна из основных проблем — косность мышления родителей, недоверие к IT-профессиям:

«Сейчас эра четвертой промышленной революции, но многие родители еще не перестроились, живут отголосками прошлого. Сложно ломать их стереотипы. Подобную ломку сознания пережил Казахстан года четыре назад. В Узбекистане этот процесс только набирает обороты».

Однако не всё так плохо:

«У нас проходят конференции на тему блокчейна и криптовалюты (Узбекистан перспективен с точки зрения майнинга как регион с дешевой электроэнергией). Приходят люди, которым это интересно, в том числе старшего поколения. Это говорит о том, что мы потихоньку открываемся».

Планы на год: конкуренция, робот-консультант, льготы для IT-школ

Прогнозы касательно перспектив развития робототехники в Узбекистане оптимистичны:

«Всё возможно, мы в это верим. У меня есть проект не только по образовательной робототехнике, но и по созданию сервисных роботов для бизнеса. Это будет робот-консультант Add Bot One для мобильных операторов. Скоро мы его закончим и анонсируем».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

От 2018 года Тимур ожидает появления одного или двух конкурентов:

«После соревнований CARC студенты из Туринского университета начали преподавать робототехнику в школе Artel и в Политехническом музее. Мы с ними общаемся, хорошие ребята, думаю, они придут к открытию своей школы».

А также подвижек законодательства в IT-сфере:

«Совместно с Мирзо-Улугбекским инновационным центром работаем над продвижением дополнительного ОКЭД — „IT-образование“. Это нужно, чтобы учебные заведения, которые занимаются обучением в сфере IT, также могли стать резидентами MUIC и получить те же льготы, что и IT-компании».

В прошлом году RoboKidz удалось адаптироваться и всё лето (мертвый сезон для учебных центров) работать, не сбавляя оборотов, лето 2018-го компания надеется провести так же.

Основная задача — привить детям любовь и интерес к инженерии, конструированию и точным наукам:

«Если мы откроем этот мир детям, покажем, что это действительно интересно, познавательно, захватывающе, они уже будут рассматривать себя как будущих профессионалов в области инженерии и IT».