Прямо сейчас проходит 36-я встреча в рамках встречи Startup Mix. Spot ведет прямую текстовую трансляцию с места событий. Стартапы, дискуссии, обсуждения, презентации и все самое интересное буквально из первых рук.

10:00. Юху, всем привет. Я в Университете Инха, тут проходит Startup Mix 36, если вы не смогли прийти, то присоединяйтесь.

10:12. Выступает Диер Мирзаахмедов, председатель Ассоциации предприятий «Национальный маркетинговый центр». Рассказывает про Siymo Online.

10:15. Если вкратце, то пока рассказывают про сервис, который позволяет заказывать рекламную продукцию — флаеры, листовки, все дела. Тут, кстати, отличный Wi-Fi, спасибо организаторам.

10:25. Про Siymo закончили, сейчас начинается про ADWEEK. Честно скажу, не очень понятно, что это и зачем. Сейчас узнаем.

10:25. ADWEEK будет в International Hotel, тот, что бывший InterContinental.

10:26. Что будет — маркетинг в туризме, молодежь, инновации. Диер рассказывает о программе недели — два дня конференция, три дня выставка. Награждение будет проходить в пятницу. Тогда же утром будет Workshop.

10:29. Приедут из Mail.ru, будут участвовать восемь вузов, организуют конкурс по нескольким номинациям, включая видео, брендинг, концепт, социальная реклама, веб и так далее.

10:31. Диер затронул важную информацию — после посещения вузов убедился, что 10% студентов что-то хотят делать. Остальные сидят и ждут, когда закончатся пары. «Понятно, почему в Узбекистане дефицит кадров». Нууу, да.

10:33. Судя по всему, будет интересно. А может, нет. На этом секция закончилась и дальше выступает Аскар Исмаилов, руководитель Venkon Group. Будет рассказывать про Didox.

10:35. Кстати, про Didox. Когда про них была реклама на «Газете.uz», мы позвонили как клиенты, но трубку взяла какая-то девушка, которая ничего про свой продукт не знала и не понимала. Типичная такая «девочка на телефоне». Сейчас посмотрим, что представляет собой сам продукт.

10:40. Аскар рассказывает, что Didox запустился в августе 2017 года. В ноябре выпустили первый релиз, только для обмена 1С.

10:43. В декабре был второй релиз, дальше маркетинг. В январе запустили рекламу.

10:48. Алишер Юсупов спрашивает, в чем отличие Didox от Faktura.uz.

10:49. Аскар отвечает, что другой подход. Следующий вопрос — «Где храните документы?». Аскар отвечает, что на амазановских сервисах. Документы хранятся и здесь, и там. Тут оригиналы, там копии.

10:51. Оплата по подписке. Это очень круто, потому что все сервисы по подписке что были в Узбекистане, заканчивались фейлами.

10:54. Аброр Исмаилов спрашивает, где реклама лучше всего выстрелила, Аскар ответил, но немного не так, как хотелось. Вопрос звучал про площадки, но Аскар ответил, что лучше всего работает комплексная реклама.

10:55. Начинается панельная дискуссия. Венчурное финансирование: обсуждение с экспертами отрасли механизма работы венчуров в Узбекистане. Что нужно учесть при формировании законопроектов о венчурных фондах:

10:56. У нас есть вот такие отличные изображения, спасибо Елене Селезневой:

11:00. Это изображения из презентации Кодира про то, что такое венчурное финансирование вкратце.

11:02. О чем тут говорят. Кодир рассказывает про то, что в рамках нынешнего законодательства нет инструмента для венчурного финансирования. Мы писали, что они будут.

11:03. Цитата: «Главное, чтобы венчурные фонды не превратились в бизнес-фонды, как это было в 90-х».

11:06. Слово взял Хикмат Абдурахманов. Рассказывает, что надо идти в сторону конкуренции и создавать пул венчурных инвесторов. В качестве примера можно взять Израиль, где с нуля построена экосистема стартапов, включая венчурное финансирование.

11:09: Цитата: «Надо опираться на международный опыт, нельзя делать так, чтобы регулятор был одновременно и игроком. Не бывает инноваций без риска».

11:11. «Отношение к риску должно кардинально поменяться», — Хикмат Абдурахманов.

11:12. «Создав просто венчурные фонды, проблему не решить. Нужны истории успехов, нужно поощрение студентов не за болтологию, а за конкретные результаты и лабораторные работы».

11:13. «Венчурная экосистема не состоит только из фондов», — говорит Батыр Арифджанов.

11:14. Батыр поддерживает Хикмата и тоже отмечает, что надо взять за пример сингапурский или английский опыт и быстро начать реализацию. Нет времени тратить 50 лет на создание фундамента и законодательной базы.

11:17. При создании MUIC Батыр предлагал изучать и привыкать к английскому праву, потому что иностранные инвесторы не понимают местные законы, везде в мире за основу применяется английское право, инвесторы, фонды и стартапы привыкли к нему.

11:22. Кодир Норов: «Скорее всего, будут создаваться государственные венчурные фонды из бюджетных денег. Тут стоит взять за пример российский Роснано, который вкладывается в инновационные прорывные проекты, которые смогут конкурировать на мировом рынке».

11:24. Цитата: «Надо вкладываться в те отрасли, где у нас уже есть разработки, та же самая хлопковая селекция. Нет смысла создавать очередной такси-агрегатор и тратить на это наши с вами деньги».

11:25. Ильхом Омонов: «У наших стартаперов есть возможность изучить технические возможности и предложить их банкам. Потому что у банков деньги есть, они хотят решения, хотят цифру, так что банки готовы выступить заказчиками, а может даже инвесторами, стартапов, которые работают в финтехе».

11:29. А Хикмат вот не согласен. Говорит, что денег в банках нет, потому что такие компании не работают там, где высокий риск. Очень сложно стартапу привлечь какие-то деньги у банка.

11:31. Теперь речь про коворкинги, которые планируется создать в регионах. Хикмат говорит, что эти решения должен принимать предприниматель, бизнес, а не государство, иначе будет как с колледжами.

11:31. Кстати, да, колледжи были мертворожденной идеей, жаль, если так получится и с коворкингами.

11:32. Цитата: «Когда у нас будет возможность запатентовать идею, инновацию, и жить за ее счет, тогда у нас будет и венчурное финансирование», — Хикмат Абдурахманов.

11:33. То же самое про выбор отрасли, о которой речь выше была. Не хлопок или агрегаторы, а то, что рынок сам предложит.

11:34. Алишер Юсупов спрашивает, допустим, есть венчурный фонд, но какой должна быть у него компетенция?

11:35. Батыр Арифджанов отвечает, что ни в коем случае нельзя подпускать чиновников к созданию венчурных фондов. Потому что чиновник получает деньги, которые ему не принадлежат. Результат будет соотвествующий.

11:38. Батыр отмечает, что вообще связаться с венчурным фондом очень сложно. Хорошо, если вообще ответят на имейл. Многие люди обращаются с предложением профинансировать LeBazar, но в компании против того, чтобы в компании был «мешок с деньгами».

11:40. Кодир Норов говорит, что Stolik.uz тоже хотел бы видеть в инвесторах человека с компетенцией. Потому что для технологического стартапа больше нужны умы, чем деньги. Это не промышленность, это стартапы, IT.

11:42. Кодир предлагает привлечь кого-нибудь из России, «Роснано» или Russian Ventures. Примерно так поступили в ОАЭ, которые активно привлекали специалистов c Запада.

11:44. Саид Абдунабиев спрашивает, как гости видят процедуру выхода (exit) и когда, по их мнению, придут в Узбекистан венчурные фонды.

11:47. Кодир Норов отвечает, что хотел бы, чтобы пришли хоть завтра. Что касается exit, то с учетом нормального рынка ценных бумаг, нет венчурного рынка, нет организованного рынка частных или институциональных инвестиций, то exit только через дивиденды и классическую прибыль.

11:49. Всего же в мире несколько выходов — или вас покупают, или вы покупаете других игроков. Норов утверждает, что продукт должен сам продавать сам себя, чтобы убедиться в его актуальности.

11:52. Хикмат отмечает, что игроки начнут заходить в Узбекистан, когда страна начнет представлять интерес для его экспансии. Сейчас нас 30 миллионов, но из них максимум 1−2 в онлайне, остальные сидят в Telegram, их можно не считать. Плюс повышение покупательской платежности.

11:54. Батыр замечает, что местным стартапам стоит ориентироваться на местные реалии и местные требования, потому что сможет конкурировать с иностранными компаниями, которые захотят сюда зайти. Так было в случае с Alibaba и Amazon, к примеру.

11:57. Батыр вспоминает, как российские платежные компании не смогли зайти на рынок, потому что был сильный Paynet.

12:00. Начинается следующая дискуссия. Тема «Корпоративная социальная ответственность. Навязанные обязательства или добровольная инициатива? Дискуссия с представителями крупных локальных и международных компаний».

12:02. Ферузхан: «Корпоративная социальная ответственность это возможность сделать больше социально-значимых проектов, не отрываясь от основной деятельности. Желательно в контексте, потому что бизнес это не благотворительность».

12:06. Ораз отмечает, что все слышали, все говорят как про венчурные фонды, так и про корпоративную социальную ответственность (КСО), но никто толком не знает, что это и как оно выглядит.

12:06. Ораз говорит, что КСО — это социальные инициативы, во всяком случае, в Beeline. Компания рассматривает проект, насколько он актуален, насколько отвечает требованиям рынка и потребителей. В итоге, если говорить о социнвестициях, то компания не дает деньги.

12:08. ТУИТ пришел к Beeline с предложением создать общежития для аспирантов. Компания не давала деньги, но провела тендеры на проект, потом на подрядчика. Вот вам и социальные инвестиции. Правда, не очень понятно, почему государственный вуз ходит и клянчит деньги у частной компании. И почему компания соглашается.

12:15. Ораз говорит, что совершенно нормально, когда соцпроекты получают отрицательный ответ. Как правило, это должно быть взаимовыгодное партнерство. Ораз объясняет, что в компании много выпускников ТУИТ, соответственно, компания заинтересована в поддержке этого вуза, в том числе создании нового общежития для студентов.

12:16. Алишер Юсупов спрашивает, насколько нормально рекламировать благотворительность?

12:16. Ферузхан отвечает, что это нормально. Но смотря какой случай. К примеру, рекламировать то, что помогли футболками детскому дому, не очень. Если же компания системно решает конкретную проблему и своим последующим пиаром еще больше расширяет эту сферу, тем самым привлекая другие компании, то отлично.

12:19. Надо ли пиарить добрые дела? Ораз считает, что да, потому что это хороший пример для других. От хокимиятов приходит огромное количество запросов, на что в Beeline отвечают, что проекты должны отвечать концепции компании.

12:25. Ферузхан отмечает, что те, кто приходят с просьбами, как правило, просят деньги, и начинают на пальцах объяснять свои задумки.

12:30. Вопрос из зала: «Можно ли снижением налогов обеспечить социальную ответственность компаний?».

12:31. Ферузхан отвечает: «Если благотворительность поощряется снижением налогов или чем-то другим, то это уже не благотворительность — это сделка».

12:35. Сессия закончилась, дальше будет Александр Уткин, который расскажет про бизнес-тренинги.

12:37. Александр затронул больную тему инфобизнеса. Различные бизнес-молодости, маркетологи и прочие — шаманы.

12:42. Вкратце речь о том, что нынешние инфобизнесмены некомпетентны и обманывают доверчивых людей. Эти спикеры и коучи не говорят, кто они, почему они якобы компетентны, за что им платить.

12:46. Из зала спрашивают, если тренинги обман и мошенничество, то почему они так долго успешно существуют?

12:47. Александр отвечает, что чем больше невежественных людей, тем больше будет спрос.

12:49. Алишер Юсупов отмечает, что на самом деле тренингов в Узбекистане почти нет. Если сравнить с США, то их там сотни, а у нас только-только приходит.

12:55: Александр отвечает, что да, тренинги имеют право на жизнь, если коуч понимает, о чем говорит. Определить и измерить же это можно при помощи цифр.

13:00. На этом сессия закончилась, и сейчас Саида Юсупова расскажет про Technovation. Планируется участие гостей из Кремниевой долины.

13:08. Алишер Юсупов делится опытом продаж на Amazon. Разрушение мифов.

13:12. Первый миф: «Amazon это очень просто». Нет. Склады, продажи, выход и многое другое — это невероятно сложно.

13:13. Второй миф: «Наш хэндмейд завоюет мир». Нет. Он очень плохого качества, никак не меняется в сторону спроса, он очень консервативен. Туристы покупают хэндмейд тут, потому что надо что-то купить в качестве сувенира. На мировом рынке же никто этот хэндмейд покупать не будет.

13:15. Третий миф: «Электронная коммерция — это прибыльно». Нет, лишь 10% продавцов на Amazon успешны.

13:16: Четвертый миф: «Главное — зарегистрироваться на Amazon». Нет, это очень просто, а проблема в том, что делать дальше? Будете на 400-й странице, куда никто не заходит.

13:18. Где продавать узбекский хэндмейд? Очевидно, что можно на том же Ebay или Etsy. Хотя и тот же Amazon, но там промышленные продажи.

13:25. На этом наша трансляция подошла к концу. Спасибо, что были с нами! Скоро прикрутим нормальный сервис онлайн-трансляций.

Трансляция обновляется в режиме реального времени.