О том, как сотрудничество и объединение в кластеры поможет развитию туризма, рассказывают эксперт по автоматизации гостиничного бизнеса Андрей Михайлов и главный менеджер отеля Grand Hotel Uzbekistan Сергей Авдеев.

Сергей Авдеев

Главный менеджер отеля Grand Hotel Uzbekistan (Джизак)

Кластеры — это новый уровень конкуренции

Конкурирующие компании могут перейти на другой уровень развития бизнеса — дополнять друг друга и вместе развивать внутренний туризм. Объединяясь в кластеры, мы договариваемся с конкурентами, чтобы и они могли заработать, и мы.

Как это выглядит на практике? В Джизаке, например, есть замечательная туристическая зона Заамин, национальный парк и санаторий. Это очень перспективная зона, там можно развивать множество направлений: медицинский туризм, зимние виды спорта, экотуризм. Гостиницы могут скооперироваться с зонами отдыха и организовать туда трансфер для своих постояльцев.

Именно так и можно зарабатывать в межсезонье. Гостиницы уже должны быть не просто местом проживания, но и развивать внутренний туризм путем нетрадиционных решений.

Можно построить маленькие передвижные домики на территории самого заповедника, почему бы и нет? В Заамине множество лечебных зон: есть оздоровительный песок, туда человек ложится, и за полчаса проходит любая простуда.

Заамин может составить конкуренцию любому горнолыжному курорту и обойти его. Зимой можно кататься на лыжах — там есть классные склоны, есть озерца, которые замерзают — можно кататься на коньках.

Рядом есть аэродром, можно предлагать полеты на параплана, на дельтапланах, прыжки с парашютом. Можно организовать туда трансфер от гостиницы и обратно. Там шикарная природа, можно организовать конные походы. Продумать весь маршрут: от выезда до приготовления шашлыка на привалах.


Туристическая зона «Заамин». Фото: RushTour.uz

Многие блюда традиционной джизакской кухни можно готовить на выезде: джиз, тандыр-гушт. Иностранные туристы даже не представляют, что так можно так готовить мясо: закопать, забросать сверху ветками и получается такая вкуснятина. Для них это будет шок, там реально есть чем удивить.

Конечно, всё это надо расписать, сделать бизнес-план, надо понимать с точностью до минуты, как и на чем мы будем зарабатывать, какие суммы получать, и чтобы это не было накладно для гостей.

Так мы приходим к тому, чтобы для развития нужны специалисты, которые могли бы правильно всё это преподнести, разработать эти пакеты и проконтролировать их выполнение, потому что это отдельное бизнес-направление, к которому нужно подходить грамотно.

Нам нужны свои Новиковы

В регионах проблематика подготовки или переподготовки персонала стоит еще острее, чем в Ташкенте, поскольку до последнего времени там не было значительных перемен. А теперь им надо успевать за растущими темпами развития.

Например, в Джизаке строят завод Citroën, работает свободная экономическая зона «Джизак», в связи с этим возникла необходимость в большом гостиничном комплексе.

Grand Hotel Uzbekistan. Фото из архива

Наша гостиница открылась в прошлом году, это четырехзвездочная гостиница на 130 номеров. У нас 50 сотрудников, есть острая необходимость в обучении администраторов, горничных, чтобы гостиница соответствовала своему классу. Местных кадров для обучения практически нет, приходилось привлекать специалистов из Ташкента.

Нужно создать систему, чтобы сотрудники стажировались на базе крупных гостиниц. У нас должны появляться свои Новиковы — не просто бизнесмены, рестораторы или владельцы отелей, а люди, которые передают опыт и знания для развития бизнеса. А каким образом они могут появиться? Нужна площадка, на которой они смогут выступать.

Участие в развитии сферы, возможно, будет интересно в качестве имиджевого элемента. Ведь у каждого человека есть амбициозные цели сверх того, что он делает на рынке.

Для многих это может стать и дополнительным способом заработка, потому что рынок консалтинга тоже развивается и растет, нужны практикующие люди, которые знают бизнес изнутри. В России, например есть школы и академии, которые приглашают для проведения семинаров владельцев ресторанов и в их же заведениях организуют практику. Это система интересна и для отелей.

Идея глобализации не дает возможности закрыться и спрятаться, всё будет развиваться именно в направлении обмена знаниями и опытом.

Андрей Михайлов

Менеджер по развитию направления гостиничного бизнеса R-Keeper Uzbekistan

Никто не мешает бизнесу стать технологичным

У многих наших предпринимателей есть внутренняя неготовность или нежелание развивать бизнес технологически. Закостенелость — вот главный бич бизнеса в целом и гостинично-ресторанного в особенности. А ведь владельцы бизнеса часто путешествуют и сами пользуются услугами, которые почему-то не предлагают у нас. На вопрос, почему, отвечают: «Наверное, это пока не для Узбекистана, мы еще не готовы».

Между тем на рынок начинают приходить крупные зарубежные игроки, скоро откроются «Шоколадница», KFC, будут и другие. И мы увидим, насколько они технологичны, при этом у них будет работать наш, узбекистанский персонал, они будут использовать инструментарий, который мы могли внедрять два-три года назад. Но почему-то чтобы всё это растормошить и показать, как это может работать, должен прийти большой игрок.

Можно много говорить о проблемах на уровне государства, о бюрократических барьерах, но ведь на самом деле никто не мешает бизнесу пытаться хотя бы изнутри стать более технологичным и продвинутым. Мы не можем отойти от стереотипов, поэтому рынок двигает именно приход новых игроков и крупных конкурентов.

Гостиницам нужно задуматься о совершенствовании и продвижении своих сайтов, так как потеря от использования агрегаторов вроде booking.com составляет до 50 процентов от стоимости номера. При этом многие владельцы гостиниц даже не рассматривают возможность предоставлять бронирование через собственный сайт.

В предыдущей статье мы уже говорили о важности онлайн-оплаты с подтверждением для зарубежных туристов. В идеале постояльцы должны иметь возможность связаться с гостиницей напрямую через официальный сайт, забронировать и оплатить номер и получить подтверждение от банка, хотя бы на электронную почту.

Решение касательно интеграции с тем или иным программным продуктом принимает каждый банк на своем уровне. То есть чтобы наладить онлайн-оплаты с подтверждением, каждая гостиница должна работать со своим банком. Конечно, банки заинтересованы, чтобы через них проходили платежи, и прикладывают максимальные усилия. Да, много бюрократических преград, ответственные структуры очень неповоротливы, нет единой системы, но всё это решаемо.

Подтверждение оплаты важно не только для отелей, но и для сферы электронной коммерции в целом. Сейчас объем онлайн-продаж растет огромными темпами, быстрее, чем ритейл, эта тенденция наблюдается в России и в Казахстане, и у нас он будет расти.

Еще одна проблема всех отелей — когда администраторы вносят данные о госте в систему электронной регистрации E-Mexmonhona, им затем приходится вручную дублировать информацию в собственной системе, потому что нет интеграции. Эта двойная работа к тому же увеличивает риск возникновения ошибки в данных. Думаю, было бы несложно интегрировать системы гостиниц с E-Mexmonhona. Но для этого и бизнес должен проявить инициативу.

Время меняется очень быстро, нужно увеличивать обороты, искать дополнительные источники привлечения гостей и систематизировать эту работу.