В июле утвердили программу финансового оздоровления «Узбекэнерго»: в ней предусмотрена консервация убыточных предприятий, приватизация 72 активов и многое другое.

Помимо этого, чтобы повысить энергоэффективность, страна взяла курс на использование возобновляемых источников энергии. Spot следит, как это намерение воплощается в реальность.

Так, с 1 января все новые здания и сооружения, кроме индивидуального жилищного строительства, в обязательном порядке будут оснащены сертифицированными солнечными водонагревательными установками. Владельцы домов, полностью перешедших на альтернативную энергию, получат налоговые льготы.

Канадская SkyPower Global реализует в Узбекистане проекты по солнечной энергетике на $1,3 млрд, а Всемирный банк рассмотрит выделение кредита на внедрение энергосберегающих технологий в Узбекистане.

Узбекистан, по экспертным оценкам, будет потреблять 71,8 млрд киловатт-часов электроэнергии к 2020 году.

О том, как повысить энергоэффективность и привлечь инвестиции в энергосектор, специально для Spot рассказывает эксперт Buyuk Kelajak Умид Мамадаминов.

Умид Мамадаминов

Эксперт совета Buyuk Kelajak, проектный менеджер электроснабжения в компании Stantec (США), предприниматель

Инвестиции в энергосектор: нужны четкие правила игры

В «Узбекэнерго» входит множество мелких компаний, часть из которых можно отдать в частные руки. Понятно, что гидроэнергетика и атомная энергетика должны быть в руках государства, это мировая практика. В остальных областях, как подсказывает мой опыт, частная конкуренция может привести к росту производства электроэнергии и снижению цен.

Правительство должно оставить себе контролирующие и надзорные функции. Но как сделать надзор эффективным и лишенным коррупции — большой вопрос. Могу лишь точно сказать, что система стандартов, используемых в Узбекистане, сильно устарела.

Государство не должно самостоятельно заниматься всеми вопросами модернизации энергосетей. Частные, особенно иностранные, инвесторы могут привнести в Узбекистан не только инвестиции, но и опыт, знания и организационные возможности.

За последние пару лет руководство страны провело множество реформ, которые улучшили инвестиционную привлекательность страны. Но всё еще остается много проблем.

Мнение, будто инвесторы со всего мира стоят в очереди, чтобы инвестировать в Узбекистан, ошибочно. За международных инвесторов идет большая конкуренция между многими быстрорастущими рынками. Побеждает тот, кто предложит большую окупаемость, прибыль, и самое главное, четкие и предсказуемые «правила игры».

В энергетическом секторе Узбекистана четких правил игры нет, поэтому инвесторы не торопятся с вложениями.

Предположим, иностранный инвестор хочет вложиться в проект солнечной электростанции мощностью 100 МВт. По какой цене «Узбекэнерго» будет покупать электричество у частной компании, обслуживающей станцию? Какой объем и на каких условиях, в какие сроки будет закупаться?

Минфин утверждает тарифы на электроэнергию, ориентируясь на вопросы социальной защиты населения и поддержки местного производства, игнорируя реальную себестоимость. На данный момент стоимость указана в районе 230 сумов за за 1 кВт⋅ч. Многие специалисты считают, что реальная стоимость производства электроэнергии выше в несколько раз, особенно учитывая расходы на доставку потребителю, обслуживание и амортизацию.

В случае частных инвестиций в солнечную энергетику необходимо установить тарифы, по которым государство будет закупать электроэнергию, на уровне, достаточном, чтобы отбить инвестиции, но и не предоставлять излишне высокую маржу инвесторам. Надо четко определиться с этим вопросом, понять, какова реальная себестоимость производства электроэнергии на разных типах электростанций.

Я не могу найти четко прописанные документы, которые гарантировали бы инвесторам определенные условия. Специалисты из «Узбекэнерго» утверждают, что эти документы на стадии разработки.

Изучить инфраструктуру и создать стратегию роста

В Узбекистане приняли программу мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики и повышению энергоэффективности до 2021 года, но долгосрочная стратегия должны выстраиваться на 15−20 лет.

В мировой практике такого рода план называется Renewable Portfolio Standards (RPS): там четко прописывается, как достичь целевых показателей по производству энергии из возобновляемых источников. Считаю вполне реалистичным достичь показателя в 20% в ближайшие 20 лет, то есть до пятой части всей электроэнергии Узбекистана можно выработать на солнечных и ветровых электростанциях.

Для выстраивания долгосрочной стратегии необходимо изучить всю ситуацию в энергетическом секторе страны. Каково реальное положение на электростанциях? Насколько устарели линии электропередачи? Какова ситуация с трансформаторами? Большая часть инфраструктуры была построена десятки лет назад, она не только устарела физически, но и морально.

Анализ может занять несколько месяцев, но это необходимый первый шаг. Только после изучения текущего положения в инфраструктуре можно строить планы по ее улучшению.

Необходимо изучить инфраструктуру в каждом регионе, построить прогноз по росту потребления и только потом создать четкую стратегию роста. Не надо боятся впускать частных игроков на рынок электроэнергии в погоне за социальной защищенностью населения. Что лучше — иметь дорогое электричество по рыночным ценам или не иметь стабильного электричества вообще? Тем более либерализация и децентрализация системы в итоге приведет к снижению цен на электроэнергию.

Сейчас группа инвесторов из Китая интересуется возможностями в энергетическом секторе Узбекистана и просит меня отправить им доклад с четкими данными. Но, как я уже сказал, исчерпывающей информации о реальном положении дел нет ни у «Узбекэнерго», ни у кого-либо еще. Эксперты из «Узбекэнерго» говорят, что пользуются данными исследования, проведенного совместно с немецкой компанией. Исследование было полезно, но неполно, и проводилось почти пять лет назад.

А инвесторам необходимо знать потребности в электроэнергии в каждом регионе и возможные сроки окупаемости проекта. Условно говоря, точно знать, что в таком-то регионе необходимо внедрить дополнительные мощности на 1000 МВт, и государство готово покупать электроэнергию по таким-то ценам или разрешить продавать потребителю по рыночным ценам в течение длительного срока.

По поводу проекта SkyPower Global в Узбекистане много вопросов. Нет пока детальных данных по проекту. У меня есть вопросы по поводу возможных цен на электроэнергию от SkyPower Global, которые, скорее всего, будет выше установленных Минфином в разы. Первый важный вопрос — это действительно экономически выгодно для Узбекистана? Второй вопрос — способна ли текущая электросистема и инфраструктура выдержать такой большой объем волатильной солнечной энергетики?

Хороший путь — строительство АЭС, атомная энергетика — отличный способ производства дешевой энергии с минимальным уроном окружающей среде. В Узбекистане есть месторождения урана, а значит, стоимость производства электроэнергии может быть еще ниже. При этом, конечно, вопрос безопасности — наиважнейший.

Но, с другой стороны, проекты по строительству АЭС требуют гигантских инвестиций, как правило, в несколько миллиардов долларов. Почему для строительства был выбран «Росатом» в качестве партнера, я не знаю. Нет данных по точной схеме кредитования строительства, не был проведен открытый тендер, чтобы сравнить с потенциальными предложениями из Китая, США и Европы.

Что такое концепция умных сетей электроснабжения (Smart grid)

Рост доли возобновляемой электроэнергии невозможен без модернизации и перестройки всей системы электроснабжения страны. Да, солнечная и ветровая энергия стали дешевыми, но их волатильность — существенный недостаток, который может компенсировать только переход на систему Smart grid.

За последние десятилетия развитие технологий позволило сократить стоимость генерации электроэнергии солнечными электростанциями и ветрогенераторами в сотни раз. Себестоимость сравнима с себестоимостью генерации с использованием ископаемого топлива.

С другой стороны, управлять альтернативной электроэнергетикой сложно, об этом говорит опыт Соединенных Штатов и Европы.

В рамках текущей системы электроснабжения в Узбекистане невозможен качественный рост доли альтернативной энергетики, ее рост приведет к коллапсу из-за скачков и недостаточной гибкости всей электросети.

Справиться с большим вливанием возобновляемых источников энергии без огромных изменений в инфраструктуре в существующую электрическую сеть — сложная задача, связанная с качествами электроэнергии (изменчивость, прерывистость ветровой и солнечной энергии).

Прерывистые возобновляемые источники энергии сложны, поскольку они нарушают обычные методы планирования ежедневной работы электрической сети. Их мощность колеблется в течение нескольких временных горизонтов, заставляя оператора сети корректировать на день вперед, час вперед, и в режиме реального времени.

Концепция Smart grid подразумевает использование умных девайсов, цифровых технологий связи и текущих коммуникационных сетей для сбора и обработки данных об энергопроизводстве и энергопотреблении с целью повышения энергоэффективности и надежности сети.

Это не только изменения технологические, но и фундаментальные: децентрализация системы, размывание разделения между потреблением и производством электроэнергии, новый подход к потреблению электроэнергии.

Уверен, что Узбекистан придет к модернизации электросетей в ближайшие лет двадцать. Нынешняя система электроэнергетики не соответствует современным технологиям и потребностям экономики. Но, опять же, модернизация системы невозможна без точного анализа ситуации во всех регионах страны, необходим анализ текущих потребностей и прогноз на ближайшие десятилетия.

Солнечные панели могут стать массовыми в Узбекистане

Стал замечать, что в последнее время в удаленных регионах и на дачах люди всё больше устанавливают солнечные водонагреватели, часто местного производства. Думаю, через несколько лет и покупка солнечных панелей станет массовой. Но это дело индивидуальных потребителей, в то время как взрывной рост местного производства солнечных батарей может обеспечить массовые закупки.

К примеру, часто в рамках госпроектов строятся поселки на сотни домов. Примерная стоимость каждого дома — 400 млн сумов. Удорожив каждый проект на 20−50 млн сумов, можно обеспечить каждый дом солнечным водонагревателем и солнечной батареей.

Бюджета в 50 млн сумов хватит на систему с несколькими аккумуляторами, мощности хватит для бытовых нужд — светодиодного освещения вечером, нескольких часов просмотра телевизора, возможности зарядить телефоны и другие мобильные гаджеты.

Однако использование солнечных батарей с аккумуляторами — не самый дешевый подход, он скорее необходим для домов, отдаленных от электросетей. Использование батарей, подключенных к Smart grid, может еще больше удешевить проекты, потому что не надо будет покупать аккумуляторы, установка современной небольшой солнечной батареи обойдется примерно в тысячу долларов.

Такие модули уже можно будет подключить к сети, но тогда «Узбекэнерго» придется поменять полностью стратегию работы с потребителями, потому что в традиционной системе энергоснабжающая компания обеспечивает потребителей, электроток идет лишь в одну сторону. В новой парадигме потребитель не только потребляет электроток из сетей, но и производит и продает излишки.

Пока потребитель не дома, его солнечная система вырабатывает электричество и подает его в общую сеть, когда потребитель приходит домой — он получает электричество от своей солнечной панели или от энергоснабжающей компании. Более того, под такие системы государство могло бы выдавать потребителям кредиты на 15−20 лет, и таким образом люди бы никак не почувствовали повышения расходов, вместе с тем получив надежную систему электроснабжения.

Использование аккумуляторов позволяет еще больше повысить надежность и автономность подачи, но также означает удорожание проекта минимум на 40−50%, плюс надо будет раз в несколько лет менять аккумуляторы.

Для очень отдаленных областей можно использовать опыт некоторых африканских и азиатских стран — современные технологии позволяют производство дешевых панелей-коробок с внедренными сим-картами. Мощности и аккумуляторов хватает на освещение вечером, работу некоторых приборов днем и подзарядку гаджетов.

Потребитель платит не за саму коробку, а за электричество по модели pay-as-you-go (оплата по факту). Оплата будет возможна через разные национальные системы оплаты типа Paynet.

Потребность в электроэнергии растет. Как справиться с пиковыми нагрузками

В чем фундаментальная разница между умными сетями электроснабжения (Smart grid) и устаревшей системой? В устаревших системах управление осуществляется в ручном режиме, а фидбек часто получают от самих потребителей — обслуживающие компании получают звонки от коммерческих и частных потребителей об отключении и скачках и лишь потом приступают к ремонтным работам.

В рамках Smart grid обслуживающая компания видит всю ситуацию в режиме онлайн и может заранее предупреждать возможные аварии и проблемы. Только в Smart grid возможна сложная система тарификации и учета электроэнергии как от энергокомпании к потребителю, так и наоборот. Управление такой системой потребует специалистов высокой квалификации, но, с другой стороны, резко повысит энергоэффективность и надежность электросетей и уменьшит необходимость в многочисленных низкоквалифицированных кадрах.

В Узбекистане в последнее время активно строятся новые районы в городах, новые поселки. Потребности в электроэнергии растут, а система снабжения не модернизируется, отсюда все большая нагрузка на сеть и учащающиеся аварии и веерные отключения.

Очевидно, что если инфраструктура в регионе рассчитана на условные 100 человек, а живет в регионе уже 150, то растет нагрузка на систему, растет количество аварий и возрастает проблема пикового потребления. Это мы даже не рассматриваем проблему устаревания инфраструктуры.

В регионах ситуация может быть еще хуже, часто электричество подается на несколько часов, всё остальное время люди сидят без света. Модульная система в рамках Smart grid помогает решить эту проблему.

Smart grid позволяет мгновенно задействовать резервные мощности, тем более в рамках современного развития электроэнергетики частные и коммерческие потребители всё чаще устанавливают резервные мощности. В Штатах часто энергокомпании подписывают соглашения с потребителями о том, что энергокомпании имеют право задействовать частные резервные мощности в пиковое время, а взамен потребители получают какие-либо льготы.

По опыту моей работы пиковые значения приходятся примерно на 7:00—9:00и 16:00—20:00. В рамках Smart grid во время высокого спроса электричество энергокомпании часто задействуют резервные мощности потребителей.

Для Узбекистана массовое использование аккумуляторов может быть дорогим, а вот гидроаккумулирование энергии — идеальное решение. При таком подходе солнечная или ветровая энергия используется для накачки воды в водоемы, откуда она поступает на турбины электрогенераторов в часы пиковых нагрузок. Таким образом из главных задач smart grid — это peak-shaving, то есть эффективное энергоснабжение в период пиковых нагрузок, что повышает надежность и электроемкость всей системы.

В Узбекистане неизбежен переход на Smart grid в ближайшие десятилетия. Нам не надо будет изобретать ничего нового, достаточно будет основываться на опыте США и Европы.