В Узбекистане с 2012 года тщетно пытаются ввести раздельный сбор бытовых отходов. В июне Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды предложил сделать раздельный сбор мусора обязательным, и 2 октября Кабинет министров выпустил постановление, согласно которому все мусоросборные пункты должны быть оборудованы разноцветными контейнерами для разных видов отходов.

Твердые и опасные бытовые отходы будут направляться на сортировку, а затем на утилизацию компаниям, которые перерабатывают отходы. Неперерабатываемые отходы будут отправлять на захоронение на полигонах.

В столице действует 46 частных компаний по вывозу бытовых отходов, за каждой из которых закреплена определенная территория. Об этом Spot рассказал председатель ассоциации частных компаний по вывозу твердо-бытовых отходов города Ташкента Дмитрий Тохтахунов:

«Ассоциация создана весной этого года по моей инициативе. Я считаю важным совместными усилиями решать непростую для города проблему».

Мы поговорили с владельцами частных компаний по сбору и вывозу мусора о том, с какими сложностями они столкнулись, как намерены развиваться и какой помощи ожидают от государства и населения.

Кейс первый: бизнес не вышел на прибыль за 6 лет

Компания: Chorsu Service

Год основания: 2012 год

Вложения на старте: кредит в размере 185 млн сумов

Прибыль: пока нет

Выручка: 20 млн сумов в год

Компанию открыли в год, когда государство обратило внимание на развитие санитарной деятельности и стало выдавать предпринимателям льготные кредиты на создание бизнеса в этом направлении.

Поначалу обслуживали организации, расположенные на выделенной хокимиятом территории в Шайхантаурском районе, позже стали расширять клиентскую базу и теперь в том числе сотрудничают с Angel’s Food, Versal и другими ресторанами.

По словам Дмитрия Тохтахунова, который управляет компанией с 2014 года, бизнес всё еще не вышел на прибыль. Причина этому — постоянные незапланированные расходы на ремонт оборудования и мусоросборных пунктов:

«После того как нам дали новые территории, в нашем распоряжении появилось пять мусоросборных площадок. Все они требуют реконструкции и оснащения новыми контейнерами, холодным водоснабжением, электроэнергией и канализацией».

Чтобы выйти на прибыль, компания планирует расширяться: охватить больше территорий, для чего нужно приобрести дополнительную технику. Сейчас предприятие обслуживает более 7500 человек.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Для такого объема достаточно одной мусоросборочной машины, так что вторую мы можем использовать для получения новой территории через онлайн-аукцион. Любой предприниматель, обладающей необходимой техникой, может принять в нем участие».

Частные компании в сегменте между собой не конкурируют, отмечает Дмитрий, — это невыгодно. Единственный конкурент — государственная «Махсустранс».

В конкурентной борьбе частники предлагают более выгодные тарифы и условия. Сейчас ежемесячная плата за сбор и вывоз мусора для физлиц — 3500 сумов с человека. Тариф для юридических лиц зависит от объемов и в среднем составляет 40−45 тысяч сумов.

По словам руководителя, в нише немало проблем. В первую очередь с дизельным топливом — сейчас у компании нет прямого поставщика. Еще одна проблема — должники:

«У нас есть судебные дела с потребителями, которые не оплачивали услуги с 2015 года. Общая сумма долга — около 400 млн сумов».

Компания планирует запустить свой сайт и постепенно переключается на онлайн-биллинг, чтобы граждане могли оплачивать услуги с мобильных телефонов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Раньше мы сотрудничали с грузоперевозочными станциями компании „Махсустранс“, которые занимаются сортировкой и утилизацией мусора: отходы высыпаются в бункер, сортируются, загружаются в большие машины и вывозятся за город. Сейчас мы не сдаем им свои объемы из-за высоких цен», — рассказывает Дмитрий.

Компания планирует участвовать во внедрении раздельного сбора мусора — как финансово, так и с организационной стороны:

«Мы были бы не прочь расшириться, заняться сортировкой. К слову, у населения дополнительных расходов в связи с новшествами в данной отрасли не будет. Тариф может повыситься лишь из-за увеличения стоимости топлива, заработной платы сотрудников и изменения других экономических факторов».

Кейс второй: вышли на прибыль через год

Компании: Bektemir lyuks kommunal servis и Kommunal trans servis

Год основания: 2013 год

Вложения на старте: около $20 тыс.

Прибыль: не раскрывается

Выручка: 150−170 млн сумов в месяц

Дильмурад Рахимов, финансист с бэкграундом в банковской системе, основал обе компании совместно с друзьями — тоже после выхода постановления Кабмина об открытии в каждом районе частных фирм по вывозу мусора и предоставлении им кредитов и льгот:

«Вторую компанию мы открыли, потому что получили новый район. За каждым районом должна быть закреплена своя компания».

На старте купили четыре мусоровоза, сегодня их семь. Ежедневно мусоросборные машины выезжают по отведенному маршруту в шесть утра, а летом в пять. Рабочий день продолжается до тех пор, пока весь мусор не будет собран и вывезен на полигон.

Первыми клиентами стали магазины, рестораны и другие организации на закрепленных территориях. Позже, когда стало не хватать клиентов для полной загруженности, начали предлагать услуги предприятиям вне рабочей территории:

«Это достаточно сложный бизнес. Вначале пришлось тяжело, но уже через год мы вышли на относительную прибыль, по крайней мере успешно покрывали лизинговые платежи».

Спустя шесть месяцев работы ежемесячная выручка составляла порядка 30 млн сумов при рентабельности около 10%, сегодня — 150−170 млн сумов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«В прошлом году мы работали с небольшим убытком. Связано это с тем, что тариф мы согласуем с районным хокимиятом, и его нам утвердили с опозданием. Месяц назад тариф составлял 2950 сумов с человека, сейчас — 3540 сумов. Тариф для юрлиц — 44 тыс. сумов за кубометр».

По закону ежемесячно до 10-го числа граждане обязаны самостоятельно оплачивать услуги вывоза отходов, но для удобства населения компании предоставляют кассиров, которые обходят квартиры и собирают оплату. На одного кассира в среднем приходится 3000 человек. В течение месяца кассиры должны обойти всю территорию. Клиентская база — 17−20 тысяч человек, из них задерживают оплату не более 5%.

Еще одна насущная проблема — полигоны. Мусор доставляется на Ахангаранский полигон, который находится в неудовлетворительном состоянии. Часто прокалываются шины, машины встают, всё это приводит к незапланированным тратам.

Перспективы в этом бизнесе есть только при работе с большими объемами, считает предприниматель.

Компания планирует расширяться, постарается получить новые территории через онлайн-аукцион, а в 2020 году — построить завод по сортировке, переработке и утилизации отходов. Проект пока что на стадии разработки.

«Мы бы с удовольствием приняли участие в налаживании процесса раздельного сбора мусора, конечно, при условии, что наши права будут соблюдены и нам будут предоставлены определенные гарантии. Тут же стоит отметить, что тарифы, скорее всего, будут увеличены, хотя и незначительно. Ведь теперь вместо одной машины будут задействованы две и более, а значит, и расход будет увеличен. Мы надеемся на понимание населения, ведь экология — дело общее».