В Узбекистане упрощают экспорт овощей и фруктов: теперь для этого не нужна лицензия на оптовую торговлю и предварительная оплата, продукция больше не подлежит таможенному досмотру и многое другое.
Также президент поручил создать кластеры для производства, заготовки, сортировки, калибровки, упаковки и направления на экспорт плодоовощной продукции.
Такими кластерами могут стать агропромышленные парки, пишет консультант по развитию бизнеса Хуршид Норов. Главная идея — собрать на одной площадке перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, склады, транспортные и другие службы, сформировать точку роста, дать поддержку малому и среднему бизнесу и сократить посреднические звенья.
Как это сделать в условиях Узбекистана, эксперт пишет специально для Spot.
Хуршид Норов
Экономист, консультант по развитию бизнеса в Miora Group
Узбекистан — крупнейший производитель плодоовощной продукции в Центральной Азии и обладает большим потенциалом. Его реализация не только обеспечит внутренний спрос, но и значительно расширит ареал экспорта.
В стране проводятся масштабные преобразования и реформы для развития сельского хозяйства, расширяется география экспорта — осваиваются новые рынки на Ближнем Востоке, в Восточной Азии и Европе.
В октябре президент подписал постановление о продвижении плодоовощной продукции на внешние рынки. Помимо прочего, документ поручает Министерству внешней торговли до 1 января 2019 года провести переговоры с ведущими иностранными компаниями и внести предложения по созданию в республике и за рубежом торговых площадок с современными транспортно-логистическими комплексами — хабами, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
Актуальность создания таких хабов в условиях Узбекистана повышается в разы, если учесть, что потери сельскохозяйственной продукции образуются на протяжении всей продовольственной цепи, начиная с первоначального производства до конечного потребления.
Эти потери, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), могут быть вызваны проблемами сбора урожая, хранения, упаковки, транспортировки, инфраструктуры или рыночных механизмов, а также институциональных и правовых основ.
К сожалению, такая ситуация наблюдается во многих развивающихся странах и губительно сказывается на продовольственной безопасности. Особенно страдают мелкие производители, у которых нет средств для доставки собранного урожая на рынки сбыта.
Согласно данным ФАО, в мире теряется или непроизводительно расходуется примерно 1,3 млрд тонн продовольствия стоимостью более $1 трлн, в результате чего более 870 млн человек недоедают.
Учитывая, что сельхозпродукция быстро портится, а Узбекистан расположен в удаленности от мировых рынков, актуален вопрос создания инфраструктуры для хранения, переработки и транспортировки урожая до конечного потребителя.
Для чего нужны агропарки
В мировой практике среди таких комплексов в качестве отдельного сельскохозяйственного кластера выделяются агропромышленные парки. На одной территории они концентрируют перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, склады, транспортные и другие службы.
Стратегическая цель создания агропарков — формирование точки роста промышленности агропромышленного комплекса (АПК) на территории определенного региона (района и области).
Это позволяет создать производственно-экономическую систему развития малого и среднего предпринимательства в АПК, дать производителям возможность переработки и сбыта продукции.
Как показывает мировой опыт, агропарки могут придать экономический импульс развитию значительного числа ключевых отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность.
Агропарки, получившие популярность во многих развитых и развивающихся странах, способствуют:
- модернизации системы хранения, торговли, распределения сельхозпродукции;
- сосредоточению на единой площадке различных форматов торговли — оптом и в розницу, физическим и юридическим лицам;
- развитию систем сбыта сельхозпродукции и механизмов стабильного сбыта;
- установлению справедливой цены для всех участников рынка;
- созданию физической и экономической доступности продуктов питания;
- снабжению регионов продукцией отечественных сельхозпроизводителей;
- поддержке социально-экономических и отраслевых государственных программ.
В основе идеи агропарков лежит поддержка агропромышленных предприятий и фермерских хозяйств для сокращения посреднических звеньев и снижения себестоимости отечественной сельхозпродукции для конечных потребителей.
Для этого в комплексе предусматриваются услуги хранения плодоовощной и замороженной продукции, обеспечения фитосанитарного и санитарно-ветеринарного контроля, первичная переработка и предпродажная подготовка плодоовощной и животноводческой продукции, производства кулинарной продукции и готовых рационов, организации выставок и ярмарок сельскохозяйственной и смежных тематик
При выборе площадок для строительства таких оптово-распределительных и производственно-логистических центров немаловажна высокая транспортная доступность, в том числе железнодорожная.
Что нужно учесть в реалиях Узбекистана
В Узбекистане пока нет агропарков, включающих в себя полный комплекс услуг всем заинтересованным лицам: сельхозпроизводителям, переработчикам, оптовым организациям, розничным сетям и магазинам, ресторанному и гостиничному бизнесу, предприятиям социального питания от первичной переработки и хранения сельхозпродукции до ее транспортировки и реализации.
Перенять передовой опыт создания агропарков и устойчивого управления ими можно у стран СНГ, в частности, России, где в нескольких регионах уже функционируют подобные центры.
Для успешной реализации и развития подобных проектов необходима системная государственная поддержка создания республиканской сети агропарков как специализированных сельскохозяйственных кластеров. В противном случае такие проекты в регионах так и останутся единичными и не связанными друг с другом.
Было бы целесообразно законодательно закрепить понятие агропромышленного парка, критерии включения местных и региональных центров в единую сеть, а также меры господдержки. Это в значительной степени снизило бы потенциальным инвесторам риски вхождения в данную сферу бизнеса.
Более успешно реализовать подобные проекты, как показывает мировой опыт, возможно посредством государственно-частное партнерства, при котором государство должно, с одной стороны, содействовать частным инвесторам, а с другой — контролировать, насколько деятельность центров соответствует заданным функциям.
Мировая практика показывает, что источниками финансирования агропарков являются совместные частные инвестиции (инвестиционные вложения потенциальных резидентов агропарков) и бюджетные инвестиции (на создание объектов инфраструктуры).
В результате внедрения кластера агропромышленных парков можно повысить долю сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта, инвестиционную привлекательность регионов, уровень жизни населения районов, в том числе уровень занятости, стимулировать малый и средний бизнес, а также обеспечить продовольственную безопасность.