В Узбекистане упрощают экспорт овощей и фруктов: теперь для этого не нужна лицензия на оптовую торговлю и предварительная оплата, продукция больше не подлежит таможенному досмотру и многое другое.

Также президент поручил создать кластеры для производства, заготовки, сортировки, калибровки, упаковки и направления на экспорт плодоовощной продукции.

Такими кластерами могут стать агропромышленные парки, пишет консультант по развитию бизнеса Хуршид Норов. Главная идея — собрать на одной площадке перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, склады, транспортные и другие службы, сформировать точку роста, дать поддержку малому и среднему бизнесу и сократить посреднические звенья.

Как это сделать в условиях Узбекистана, эксперт пишет специально для Spot.

Хуршид Норов

Экономист, консультант по развитию бизнеса в Miora Group

Узбекистан — крупнейший производитель плодоовощной продукции в Центральной Азии и обладает большим потенциалом. Его реализация не только обеспечит внутренний спрос, но и значительно расширит ареал экспорта.

В стране проводятся масштабные преобразования и реформы для развития сельского хозяйства, расширяется география экспорта — осваиваются новые рынки на Ближнем Востоке, в Восточной Азии и Европе.

В октябре президент подписал постановление о продвижении плодоовощной продукции на внешние рынки. Помимо прочего, документ поручает Министерству внешней торговли до 1 января 2019 года провести переговоры с ведущими иностранными компаниями и внести предложения по созданию в республике и за рубежом торговых площадок с современными транспортно-логистическими комплексами — хабами, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Актуальность создания таких хабов в условиях Узбекистана повышается в разы, если учесть, что потери сельскохозяйственной продукции образуются на протяжении всей продовольственной цепи, начиная с первоначального производства до конечного потребления.

Эти потери, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), могут быть вызваны проблемами сбора урожая, хранения, упаковки, транспортировки, инфраструктуры или рыночных механизмов, а также институциональных и правовых основ.

К сожалению, такая ситуация наблюдается во многих развивающихся странах и губительно сказывается на продовольственной безопасности. Особенно страдают мелкие производители, у которых нет средств для доставки собранного урожая на рынки сбыта.

Согласно данным ФАО, в мире теряется или непроизводительно расходуется примерно 1,3 млрд тонн продовольствия стоимостью более $1 трлн, в результате чего более 870 млн человек недоедают.

Учитывая, что сельхозпродукция быстро портится, а Узбекистан расположен в удаленности от мировых рынков, актуален вопрос создания инфраструктуры для хранения, переработки и транспортировки урожая до конечного потребителя.

Для чего нужны агропарки

В мировой практике среди таких комплексов в качестве отдельного сельскохозяйственного кластера выделяются агропромышленные парки. На одной территории они концентрируют перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, склады, транспортные и другие службы.

Стратегическая цель создания агропарков — формирование точки роста промышленности агропромышленного комплекса (АПК) на территории определенного региона (района и области).

Это позволяет создать производственно-экономическую систему развития малого и среднего предпринимательства в АПК, дать производителям возможность переработки и сбыта продукции.

Как показывает мировой опыт, агропарки могут придать экономический импульс развитию значительного числа ключевых отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность.

Агропарки, получившие популярность во многих развитых и развивающихся странах, способствуют:

  • модернизации системы хранения, торговли, распределения сельхозпродукции;
  • сосредоточению на единой площадке различных форматов торговли — оптом и в розницу, физическим и юридическим лицам;
  • развитию систем сбыта сельхозпродукции и механизмов стабильного сбыта;
  • установлению справедливой цены для всех участников рынка;
  • созданию физической и экономической доступности продуктов питания;
  • снабжению регионов продукцией отечественных сельхозпроизводителей;
  • поддержке социально-экономических и отраслевых государственных программ.

В основе идеи агропарков лежит поддержка агропромышленных предприятий и фермерских хозяйств для сокращения посреднических звеньев и снижения себестоимости отечественной сельхозпродукции для конечных потребителей.

Для этого в комплексе предусматриваются услуги хранения плодоовощной и замороженной продукции, обеспечения фитосанитарного и санитарно-ветеринарного контроля, первичная переработка и предпродажная подготовка плодоовощной и животноводческой продукции, производства кулинарной продукции и готовых рационов, организации выставок и ярмарок сельскохозяйственной и смежных тематик и т. д.

При выборе площадок для строительства таких оптово-распределительных и производственно-логистических центров немаловажна высокая транспортная доступность, в том числе железнодорожная.

Что нужно учесть в реалиях Узбекистана

В Узбекистане пока нет агропарков, включающих в себя полный комплекс услуг всем заинтересованным лицам: сельхозпроизводителям, переработчикам, оптовым организациям, розничным сетям и магазинам, ресторанному и гостиничному бизнесу, предприятиям социального питания от первичной переработки и хранения сельхозпродукции до ее транспортировки и реализации.

Перенять передовой опыт создания агропарков и устойчивого управления ими можно у стран СНГ, в частности, России, где в нескольких регионах уже функционируют подобные центры.

Для успешной реализации и развития подобных проектов необходима системная государственная поддержка создания республиканской сети агропарков как специализированных сельскохозяйственных кластеров. В противном случае такие проекты в регионах так и останутся единичными и не связанными друг с другом.

Было бы целесообразно законодательно закрепить понятие агропромышленного парка, критерии включения местных и региональных центров в единую сеть, а также меры господдержки. Это в значительной степени снизило бы потенциальным инвесторам риски вхождения в данную сферу бизнеса.

Более успешно реализовать подобные проекты, как показывает мировой опыт, возможно посредством государственно-частное партнерства, при котором государство должно, с одной стороны, содействовать частным инвесторам, а с другой — контролировать, насколько деятельность центров соответствует заданным функциям.

Мировая практика показывает, что источниками финансирования агропарков являются совместные частные инвестиции (инвестиционные вложения потенциальных резидентов агропарков) и бюджетные инвестиции (на создание объектов инфраструктуры).

В результате внедрения кластера агропромышленных парков можно повысить долю сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта, инвестиционную привлекательность регионов, уровень жизни населения районов, в том числе уровень занятости, стимулировать малый и средний бизнес, а также обеспечить продовольственную безопасность.