Правительство Узбекистана смогло приступить к решению двух особенно сложных проблем — реформа энергетической отрасли и реструктуризация государственных компаний. Об этом в ходе узбекско-немецкого форума 14 января в Берлине сказал вице-президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Юрген Ригтеринк.

Он отметил, что обе области оказывают непосредственное влияние на жизнь населения:

«Любая разумная реформа энергетического сектора должна гарантировать надежные поставки и повышать эффективность, а также переводить поставщиков энергии на прочную коммерческую основу», — отметил Ригтеринк.

Вице-президент ЕБРР отметил, что реформа энергетического сектора включает в себя и реформу тарифов (тарифы на электроэнергию в Узбекистане повысятся в два этапа — первое произошло 16 ноября 2018 года, следующее запланировано на 1 июня 2019 года — прим. Spot).

«Это непростой вопрос в социальном и политическом плане, но это не только неизбежно, но и возможно, что доказано Украиной», — отметил Ригтеринк.

Он также отметил шаги правительства на пути к реструктуризации компаний, находящихся в общественной собственности:

«Тут имеются в виду предприятия, принадлежащие правящему классу, будь то партия, правительственный департамент или определенная служба. Они также могут нанести серьезный ущерб жизни населения, особенно если от них зависят рабочие места и доходы. Надо быть честными — государственные компании далеки от того, чтобы быть конкурентоспособными», — сказал Ригтеринк.

Вице-президент ЕБРР отметил, что Узбекистан приступил к реформе своей экономики одним из последних в регионе, так что стране предстоит многое наверстать. В соседних странах, к примеру, уже давно прошли через реструктуризации государственных компаний и превратили их в компании, которые могут конкурировать на рынке.

Тем не менее, как он отметил, в этом есть и положительные стороны — поздний старт реформ означает, что у Узбекистана есть шанс избежать ошибок, которые совершили другие.

Он также заметил, что рынок не сможет стать решением всех проблем, но нуждается в поддержке:

«Зрелый, состоявшийся рынок может решить множество задач, которые могут остаться незамеченными в первые дни. Работать же против рынка еще хуже», — сказал Ригтеринк.

Что касается самого ЕБРР, то они готовы и дальше оказывать поддержку правительству Узбекистана по шести основным тезисам:

  1. Здоровый, динамичный и мобильный частный сектор является движущей силой успешной экономики.
  2. Микро-, малые и средние предприятия составляют костяк экономики. Им нужен доступ к финансированию, чтобы иметь возможность процветать и расти. Там, где банки еще не готовы или не могут принять на себя соответствующий риск, такие организации, как ЕБРР, могут оказать поддержку. Здоровая экономика невозможна без здорового финансового сектора.
  3. То, как работает компания, является более важным фактором, чем-то, кому она принадлежит. Но тот, кто изолирован от рынка, теряет связь. В конечном счете потребители вынуждены платить по счетам за то, что им приходится платить более высокую цену за продукты более низкого качества.
  4. Для достижения устойчивого успеха экономике необходимы эффективные надежные институты и базовые условия. Речь идет не о большей или меньшей вовлеченности государства, а о лучшем состоянии.
  5. Использование энергии от ее производства до потребления является фундаментальной проблемой современной экономики, начиная от защиты климата и заканчивая вопросами внешней зависимости. В настоящее время достигнута стадия, когда «зеленые решения», такие как солнечная энергия, являются конкурентоспособными. Страна с таким климатом, как в Узбекистане, обладает огромным неиспользованным потенциалом в этом отношении.
  6. Здоровая экономика — это та, которая никого не оставляет в стороне, насколько это вообще возможно. С этой точки зрения занятость женщин, молодежи и находящихся в неблагоприятном положении групп, открытие системы образования и обеспечение доступа к финансированию — вопросы, которые нельзя игнорировать.

«Опыт многих стран показал, что переход от экономики, контролируемой государством, к рыночной влечет за собой болезненные изменения и как минимум временные потери. Тем не менее, ни одна система, основанная на принуждении, не может достичь того, чего может добиться свободная человеческая производительность. Иметь смелость освободить систему и контролировать этот процесс достойна восхищения. И у нынешнего Узбекистана это есть», — сказал Юрген Ригтеринк.