В начале пути Нодира Вахидова не думала, что свяжет жизнь с предпринимательством — училась на факультете нефти и газа ТГТУ и на третьем курсе, в 1996 году, устроилась в отдел рекламы и маркетинга СП «УзДЭУ Электроникс». Там она получила навыки, которые позже применила в бизнесе.

В 2012 году Нодира возглавила отдел продаж производителя колбас «Мясная находка», собрала команду и развивала фирменные магазины компании, а со временем стала соучредителем и директором дистрибьюторской сети. Через три года, однако, она вышла из дела — партнеры нарушили первоначальные договоренности.

Почти сразу предпринимательница стала соучредителем и управляющим партнером цветочного бутика Fiori, но прошлым летом решила оставить управление — компания отказалась от планов развивать сеть или заниматься франчайзингом, а развивать одну торговую точку было не очень интересно.

Сейчас Нодира работает над запуском нового проекта в сфере туризма. Spot поговорил с ней о том, чем опыт в крупных компаниях помогает ведению бизнеса, почему полезно нанимать стажеров и какие совершенные ошибки стали важными уроками.

01

Перед запуском бизнеса попробуйте поработать в крупных компаниях

В «УзДЭУ Электроникс» я впервые увидела, как работает система: есть утвержденный гайдлайн, стратегия, маркетинг, нет отсебятины, всё работает как отлаженный механизм. Каждый работник получает свой объем заданий и четко по нему двигается. Я бы рекомендовала людям, которые хотят построить карьеру, для начала поработать в крупных компаниях, желательно в иностранных или СП. Этот опыт — как импринтинг, всё запоминается, и когда вы перейдете в локальную компанию или откроете свой бизнес, у вас уже будет база, понимание, что должна быть система. Без системы порядка не будет.

02

Учитесь налаживать контакты с людьми. С любыми

Работа в коммерческом отделе нравилась мне тем, что он очень живой, в нем постоянное движение: маркетинговые исследования — это постоянное общение с людьми. Это была школа коммуникации, я получила те гибкие навыки (soft skills), которые необходимы в коммерции. Потому что коммерция — это прежде всего P2P. Даже если вы работаете в сегменте B2B, в любом случае на первом плане — налаживание контактов с людьми.

03

Ошибаться — это нормально

Во время запуска «Мясной находки» я даже не понимала разницы между салями и сервелатом, все виды колбасы, кроме докторской, казались мне одинаковыми. Но всё оказалось не так сложно, важна только практика, других рецептов нет. У крупного производства, как бы ты ни старался, всё равно будут огрехи. На тот момент группа «Потребитель.уз» в Facebook только начинала работу, и за каждый косяк, который там публиковали, я очень переживала, ругалась с технологами, на собрании выносила всем мозг. Но со временем поняла, что никто от этого не застрахован, тем более когда в сутки выпускается 40 тонн продукции.

04

Не тратьте деньги на рекламу ради рекламы

Бывает, что руководители соглашаются на громкие предложения отдела маркетинга и рекламы, такие как завесить весь город баннерами, провести широкомасштабную ТВ-кампанию, напечатать сотни тысяч флаеров и т. п. Зачастую это происходит из-за незнания базовых понятий маркетинга — например, того, что начинать надо с выяснения портрета потребителя и самой целевой аудитории. Реклама ради рекламы никому не нужна. Бизнесу нужны продажи.

Несмотря на имеющийся опыт, у меня тоже было подобное неудачное решение — я повелась на предложение маркетинговой компании, с которой мы на тот момент сотрудничали, провести широкомасштабный квест. Идея мне показалась свежей, оригинальной и креативной. Сами маркетологи были уверены, что смогут эту активность представить на Red Jolbors Fest (ежегодный центральноазиатский фестиваль рекламы — Spot). Квест заключался в том, что нужно было найти десять картинок в разных местах города, и первому нашедшему мы оплачивали поездку в Таиланд. Конверсия была настолько мизерной при достаточно хорошем бюджете, что можно смело назвать кампанию провальной.

05

Умейте признавать, что движетесь не туда

Иллюзии — один из факторов, который мешает бизнесу. Когда человек строит ожидания, что продукт будет пользоваться спросом, он продолжает следовать выбранной стратегии, даже если она не приносит результатов. Вместо того, чтобы остановиться и пересмотреть подход, человек продолжает убеждать себя в том, что нужно еще немного времени. Бывает, что такая упертость и отсутствие гибкости приводят к краху.

06

Не давайте специалистам зазвездиться

В компании всегда должны быть стажеры — когда сотрудники чувствуют себя незаменимыми, у них появляется звездная болезнь, они начинают диктовать условия. В Fiori у меня работали девочки, которые учились в колледже. Я шла им навстречу и предоставляла гибкий график, чтобы они могли работать без ущерба учебе, потому что когда-то мой руководитель в «УзДЭУ Электроникс» отнесся ко мне так же. Когда они набрались опыта, их отношение к работе изменилось. В моих глазах эти сотрудницы были девочками, которые еще обучаются профессии, но они считали себя высококлассными специалистами.

Стажеры держат в тонусе сотрудников и дают возможность постоянно готовить своих специалистов, тем более у цветочных магазинов есть пики продаж, когда рук не хватает. Эти пики — индикатор того, выдержит ли человек интенсивный темп работы.

07

Детально прописывайте контракты

Со всем персоналом я подписала подробные контракты, в которых были указаны и условия ухода с работы, и действия в случае перехода к конкурентам. Это было самое лучшее решение — все права и обязательства должны быть прописаны в трудовом договоре. К сожалению, в Узбекистане официальные трудовые отношения только начинают набирать обороты, немногие компании работают в белую. Но рынок труда развивается, квалификация работников растет, и потихоньку трудовые контракты становятся нормой в нашей стране.

08

Не полагайтесь на устные соглашения с партнерами

Худшим решением было то, что с учредителями «Мясной находки» я не заключила письменный договор. У нас было так называемое джентльменское соглашение, а когда одна из сторон перестала его выполнять, я, к сожалению, ничего не могла доказать, абсолютно ничего не смогла добиться. Договоренности ведь были устные, а что толку взывать к совести? Поэтому все условия сотрудничества нужно обговаривать на берегу и подтверждать в письменном виде.

09

Не позволяйте себе впадать в депрессию

Запуск нового проекта — это вызов. Сразу появляется спортивный азарт, включается режим охотника, меня больше всего привлекает в бизнесе именно процесс его создания. Когда начинается рутина, немного подустаю, так как для движения вперед нужна цель. Но для руководителя быть в депрессии — непозволительная роскошь. Не могу себе этого позволить, потому что от меня зависит много людей. Поэтому стараюсь заряжаться позитивом — от общения со своими детьми, с друзьями, от поездок на природу, прослушивания музыки в автомобиле.