35-летний Крис Хьюз вместе с Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином и Дастином Московицем стоял у истоков Facebook — при его непосредственном участии социальная сеть создавалась в общежитии Гарварда в далеком 2004 году.

В 2007 году Хьюз ушел из компании, чтобы посвятить себя участию в президентской кампании Барака Обамы. С тех пор предприниматель запустил еще целый ряд проектов на стыке коммерческой и социальной сферы и превратился в публичного критика безответственного бизнеса.

9 мая 2019 года Хьюз выступил с программным манифестом, и на этот раз его мишенью оказалось собственное детище. «Пришло время разрушить Facebook» — так называется колонка предпринимателя в The New York Times. Forbes приводит самые яркие цитаты материала:

О Цукерберге

«Марк — это все еще тот же человек, который на моих глазах обнимал своих родителей, когда они уезжали из нашего общежития в Гарварде накануне первого учебного дня. Это все тот же человек, который прокрастинировал вместо того, чтобы готовиться к тестам, влюблялся в будущую жену в очереди в туалет на вечеринке и спал на полу на матрасе в однокомнатной квартирке, хотя мог позволить себе гораздо более роскошные условия. В общем, Марк — простой человек. Но именно его человечность делает настолько острой проблему его неограниченной власти».

О регулировании

«Власть должна сделать Марка подотчетным. Законодатели слишком долго завороженно наблюдали за взрывным ростом Facebook и забыли о своей обязанности защищать интересы американцев и обеспечивать рынку конкурентные условия. Да, Федеральная комиссия по торговле готовится оштрафовать компанию на $5 млрд, но этого недостаточно, равно и как реализации предложения Facebook о назначении отдельного менеджера, ответственного за сохранность пользовательских данных. После показаний Марка в Конгрессе в прошлом году необходимо было заставить его признать ошибки. Вместо этого конгрессмены были высмеяны за „старомодные“ вопросы о технологиях. Именно такое впечатление хотел произвести на американцев Марк. Потому что благодаря ему система останется прежней».

О монополии

«Facebook стоит полтриллиона долларов и, по моим расчетам, получает 80% от всех доходов соцсетей в мире. Это могущественная монополия, окружившая конкурентов и уничтожившая возможность соперничества в отрасли. Даже в кошмарном 2018 году акции выросли на 40% (сам я продал все бумаги Facebook еще в 2012-м и с тех пор не инвестировал в социальные медиа)… Даже когда люди хотят уйти с Facebook, они не имеют альтернативы, как мы видели на примере скандала с Cambridge Analytica… Как мне сказал один друг: „Сваливаю из Facebook — слава богу, есть Instagram“. Он даже не понимал, что Instagram — подразделение все того же монополиста».


О конкурентах

«Политика Facebook привела к тому, что все потенциальные конкуренты компании не могут привлечь инвестиции, достаточные для соперничества. Инвесторы понимают, что, если соцсеть начнет бурно развиваться, Facebook тут же скопирует ее инновации и уничтожит бизнес или просто поглотит за относительно скромную сумму. Посмотрите — при буме венчурного финансирования ни одна крупная соцсеть не появилась после 2011 года. То же — в других монополизированных отраслях с доминирующим игроком, таких как поиск (Google) и онлайн-ритейл (Amazon). Заметно интенсивнее конкуренция и больше инноваций в сегменте сервисов для командной работы (Slack, Trello, Asana), транспортных приложений (Uber, Lyft, Lime, Bird) и криптопроектов (Ripple, Coinbase, Circle). Я не виню Марка. Он показал лишь свой талант как бизнесмена. И всё же он создал левиафана, который убивает предпринимательский дух и ограничивает потребительский выбор. Правительству пора показать, что магия „невидимой руки рынка“ не перестала действовать».

Об альтернативе

«Дело против Facebook заставит шевелиться и других бегемотов — Google и Amazon. Впредь они дважды подумаю, прежде чем ограничивать конкуренцию в своих отраслях, из страха стать следующей мишенью антимонопольного катка… Альтернатива печальна. Если мы не начнем действовать решительно, монополия Facebook станет еще мощнее. Со всеми персональными коммуникациями жителей планеты в кармане, компания аккумулирует такой массив данных, что на десятилетия опередит в развитии любых потенциальных конкурентов».

О том, что нужно делать

«У Марка никогда не было непосредственного босса. Это не значит, что он не нуждается в контроле своей власти. Правительство должно сделать две вещи — разрушить монополию и зарегулировать Facebook, так чтобы сделать его подотчетным американскому народу. Соцсеть необходимо разделить на несколько компаний. Федеральная комиссия по торговле совместно с Минюстом должна дезавуировать сделки по покупке Instagram и WhatsApp и запретить подобные поглощения в будущем… Как это будет работать? Facebook юридически отделит от себя бизнесы Instagram и WhatsApp, и это станут три отдельных публичных компании. Акционеры сохранят свои доли пропорционально во всех компаниях, а вот доли Марка и других менеджеров, возможно, придется принудительно сократить».

«Эра ответственности для Facebook и других монополий должна начаться. Коллективный гнев растет. Марк Цукерберг не может исправить Facebook, но наше правительство может», — подытоживает Хьюз.