Mastercard совместно с Национальным межбанковским процессинговым центром внедрит систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Узбекистана. Соответствующее соглашение стороны подписали 13 мая, передает корреспондент Spot.

Проект в первую очередь охватит метрополитен Ташкента. Ожидается, что в ближайшее время на каждой станции как минимум по одному турникету оборудуют специальным устройством, поддерживающим функцию бесконтактной оплаты.

НМПЦ уже провел переговоры с руководителями столичной подземки, которые выразили заинтересованность в проекте.

Оплата будет происходить в одно касание, пассажиру достаточно будет прикоснуться бесконтактной банковской картой к турникету:

«В рамках системы Humo у нас есть технологии, позволяющие платить бесконтактно. Это упрощает внедрение автоматизированной оплаты проезда, так как нет необходимости выпускать отдельную карту. Осталось дело за малым: интегрироваться в систему общественного транспорта, например, метрополитена. Людям не придется идти в кассу, стоять в очереди, покупать жетоны. Платить можно будет сразу у турникета», — сказал в интервью Spot директор НМПЦ Шухрат Курбанов.

В рамках соглашения Masterсard поделится собственными технологиями и огромным опытом внедрения подобных систем в различных городах. Транспортные решения Masterсard используются в 150 городах по всему миру: от Лондона до Сингапура, от Боготы до Нью-Йорка.

«Турникеты [в Узбекистане] не самые современные. Но у нас есть опыт запуска подобных проектов в Санкт-Петербурге, Киеве и Москве. Там тоже были турникеты даже 70-х годов. Но мы смогли интегрировать современные технологии на раритетные устройства. Поэтому понимание вопроса есть. В целом мы видим открытость Центрального банка, готовность взаимодействовать. Нам это очень важно. Мы понимаем, что любые инновационные решения могут принести пользу экономике страны: чем больше будет оплаты при помощи карт, тем больший поток будет уходить из наличных в безналичные расчеты, что будет „осветлять“ экономику. Это тоже важно», — отметил региональный директор Mastercard в Грузии и странах Центральной Азии Игорь Степанов.

Как отметил Шухрат Курбанов, речь не идет о коммерческом проекте. Mastercard заинтересован в том, чтобы клиенты компании могли пользоваться картой в максимально большом количестве мест.

«Если мы обеспечим оплату в метро, в конечном счете для них это тоже выгодно», — подчеркнул глава НМПЦ.

Автоматизированная система оплаты создаст удобства не только для местных пассажиров, но и гостей из-за рубежа.

«Мы видим туристический поток из Европы. С точки зрения транспорта их интересует наше красивое метро. Если туристы своей картой смогут оплачивать проезд, это оставит положительные впечатления», — считает Шухрат Курбанов.

Инфраструктура будет доступна не только для карт Humo и Mastercard, но и Visa, UnionPay и остальных платежных систем. Для этого компании необходимо иметь бесконтактный интерфейс и интегрироваться с системой Humo.

Кроме того, решение будет полезно для транспортных компаний, которые смогут изучать пассажиропоток. Процессинговая система позволяет собирать статистику о самых загруженных направлениях, определять часы пик, следить за поступлением средств.

В перспективе рассматривается возможность внедрения временных билетов (на час, день, месяц), появится гибкая система оплаты, используемая во многих западных странах. Для этого в платежную систему Humo интегрируют транспортные решения, например, проездные.

Соглашение с Mastercard охватывает не только метрополитен, но и другие виды общественного транспорта страны.

Попытки внедрить электронную систему оплаты в общественном транспорте ведутся с 2010 года. За это время было предложено несколько вариантов и разработан ряд прототипов, однако ни один из них не получил широкого распространения.