Как ранее писал Spot, по итогам пятого заседания Межправительственного комитета по сотрудничеству, который прошел в конце августа, подписаны соглашения, меморандумы и прямые контракты на общую сумму в 4,3 млрд.

Основная часть соглашений пришлась на торгово-экономическую, инвестиционную, банковско-финансовую, транспортно-коммуникационную сферы. Постановлением Кабинета Министров от 24 сентября утвержден план реализации этих соглашений.

В списке 54 проекта. В частности, Узбекистан и Китай договорились о создании китайско-узбекского инвестиционного фонда. Несколько соглашений достигнуто в сфере IT:

  • сотрудничество в рамках внедрения «Безопасного города» в регионах на сумму 1 млрд;
  • развитие сети широкополосного доступа «Узбектелекома» и сети «Узмобайла»;
  • внедрение IT в службу скорой медицинской помощи;
  • развитие сети Ucell;
  • модернизация оборудования UMS;
  • и другое.

Со стороны Китая в проектах будут принимать участие такие компании как ZTE, Huawei и другие.

Одно из соглашений предусматривает создание особой экономической зоны рядом с городом Нурафшон компанией Tianjin Kaiteng. Здесь будут филиал крупного китайского института по проектированию промышленных и гражданских объектов, производство фотоэлектрических станций, швейная фабрика и многое другое.

Как ранее писал Spot, китайская компания Hebei Good Hope Logistics Development Co. организует производство грузопассажирских электромобилей (пикапов) в Ангрене. Это тоже стало возможным после подписания соглашения.

С компанией Chongqing Sunfeel Industrial договорились создать кластер по производству, переработке и изготовлению продукции из шелка. С компанией «Хуа Жен» заключено соглашение об организации агрокластера, гостиничного комплекса.

В Фергане создадут Fergana Stone Paper, которая будет заниматься производством каменной бумаги. В Бухарской области появится завод по выпуску портландцемента и бумаги из камыша. Помимо этого, заключены два соглашения по рисоводству, шесть в сфере животноводства, столько же в сфере освоения новых земель и так далее.

Китай и Узбекистан

Что может построить и что — разрушить Китай в Центральной Азии, на днях в Алмате на площадке казахстанского Института мировой экономики и политики обсудили политологи стран Центральной Азии, пишет Forbes.kz.

Узбекистан пока накопил только $8 млрд китайских инвестиций, но планы у страны грандиозные, рассказал Бахромжон Сотиболдиев, руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана.

Сейчас в стране 1121 предприятие с участием китайской стороны, из них 334 открыто в прошлом году. Прежде всего Ташкент заинтересован в максимальном раскрытии своего транспортного потенциала, дающего новые рабочие места, развивающего торговлю и инфраструктуру.

Стратегическое значение имеет, например, строящаяся железная дорога Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар, подчеркнул спикер. Общие транспортные пути будут способствовать диалогу между странами ЦА и завершению многолетнего противостояния в Афганистане.

«Когда будут созданы условия для консенсуса по афганской проблеме, все быстро поймут, что мир и торговля, в отличие от войны, приносят хорошую прибыль», — оптимистично заявил Сотиболдиев.

Острая проблема для Узбекистана — деградация почв, дефицит воды и устаревшие подходы в аграрном секторе.

Правительство нацелено на умное сельское хозяйство, внедрение современных технологий для сбережения водных ресурсов и т. д., поэтому китайские наработки, особенно технологии центра аграрных инноваций провинции Шэньси, крайне востребованы.

Узбекистан возлагает большие надежды на создание научных кластеров и технопарков, внедрение передовых методов подготовки кадров, организацию стажировок на продвинутых китайских предприятиях для роста качества человеческого капитала.

Как свидетельствовали несколько участников, китайцы остро реагируют на проявления синофобии в Казахстане и Кыргызстане, в том числе расширяя сотрудничество с Узбекистаном и Таджикистаном. При этом альтернативы многим китайским проектам нет.

Кроме того, как отметили эксперты, «Китай очень недавно стал богатым», у него нет опыта давать кредиты, внутри страны зреет беспокойство за судьбу инвестиций. Китайцы боятся негативного опыта Советского Союза, который раздавал деньги всем, кто обещал построить социализм, и в итоге потерпел крах.

Главное, подчеркнули участники обсуждения, что проекты, в которые инвестирует КНР, выбирают сами страны-реципиенты, и ответственность за успехи или провалы лежит не на Китае, а на правительствах этих стран.