С 2004 года Неделя ИКТ становится площадкой для демонстрации последних достижений страны в сфере информационных технологий.

Ключевой темой как форума Digital Uzbekistan, так и выставки ICTEXPO 2019 стало внедрение мобильной связи пятого поколения 5G.

Эксперты отрасли из разных стран обсуждали в ходе панельных дискуссий возможности, которые дает технология, мобильные операторы объявили о начале тестирования 5G, компании Huawei и ZTE представили оборудование для развертывания сетей пятого поколения.

Традиционно компании демонстрируют на главной выставке информационных технологий свои последние разработки, проводят акции и запускают новые проекты.

Например, в первый день работы выставки Ucell совместно с компанией Metrotelecom дал старт работы мобильной связи и интернета на станциях «Сквер Амира Тимура» и «Площадь Мустакиллик».

О том, какие еще новинки показали бизнес и государственные структуры на ICTEXPO — в обзоре Spot:

Роботы


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В последние года роботы стали неотъемлемой частью ICTWEEK. Они передвигаются по всему павильону «Узэкспоцентра», общаются с посетителями, отвечают на вопросы и даже умеют шутить.

По словам главного инженера Interactive Robot Solutions Шухрата Закирова, у каждого робота есть свою индивидуальность.

«Роботов, которых вы видите на выставке, мы создали по заказу компании Ucell. Они не только развлекают собеседников, но и могут рассказать о тарифных планах и других услугах оператора. Сейчас работаем над тем, чтобы роботы „заговорили“ на узбекском языке», — отметил Закиров.

Компания, которую он представляет, также продемонстрировала прототип экзоскелета, при помощи которого человек может дистанционно управлять роботом вплоть до движений пальцев рук. Технология может применяться в спасательных работах, например, при тушении пожара.

Еще один прототип робота показали представители Ташкентского университета информационных технологий. Управлять им человек может также дистанционно: инфракрасный сенсор считывает определенные жесты и передает роботу сигнал двигаться вперед, поворачиваться, поднимать предметы. Ассистент преподавателя университета Шохрух Бегметов сказал, что машина может быть использована в качестве сапера.

Мобильный дата-центр


Фото: Динора Зияева / Spot

Центр обработки данных (ЦОД), который можно погрузить на платформу и отправить в любое место — такое решение представила на выставке компания Data Network Solutions, которая занимается строительством и пуско-наладочными работами дата-центров.

Серверное оборудование размещается в 20 и 40 футовых морских контейнерах. В них дополнительно устанавливаются инженерные системы, которые обслуживают оборудование: кондиционирование, системы бесперебойного питания, пожаротушения, видеонаблюдения и контроля доступа.

Такие мобильные дата-центры компании активно используют структурные подразделения «Узбекнефтегаза».

"Они приезжают на месторождение, где используют такие контейнеры. Как заканчивается работа, они грузят дата-центр на платформу и везут на следующий объект. Это главное достоинство", — отметил инженер компании Денис Слепаков.

Еще одно преимущество решения — дешевизна, которая в том числе обеспечивается отсутствием необходимости строить здание для центра обработки данных.

Системы распознавания лиц


Фото: Динора Зияева / Spot

Турникеты, которые устанавливаются на входе в офис/предприятие, специалисты IT Sektor оснастили системой распознавания лица. Она позволяет не использовать при входе в помещение карты пропуска, которые часто теряются или забываются.

Изображение лица, которое фиксируется камерой на турникете, сверяется с базой данных сотрудников и других лиц, которые имеют доступ в здание. Если они совпадают, происходит автоматическое открытие турникета.

В системе контроля управления доступом создается отчетность по количеству отработанных одним сотрудником счетов.

Технологию распознавания лица будут также применять в рамках проекта «Безопасный город». На данный момент ведутся переговоры с Huawei для поставки соответствующего оборудования.

Ожидается, что камеры, распознающие лица, будут использованы при поиске преступника, для выявления водителей, вовремя не уплативших штрафы за нарушение ПДД, а также обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, чтобы доступ в них имели только учащиеся и персонал.

«Систему протестировали при проведении вступительных экзаменов в вузы. Благодаря ей были предотвращены попытки сдать экзамен за другого человека», — отметил представитель Центра «Безопасный город» Ашот Амбарцумов.

Первая «чековая призовая игра»


Фото: Динора Зияева / Spot

Обычно компании разыгрывают среди посетителей выставки ценные призы, продвигая таким образом свои услуги или бренд. Самым необычным розыгрышем этого года стала «чековая призовая игра» от Государственного налогового комитета.

Указ о проведении с 1 октября эксперимента по организации призовых игр на основании QR-кода в чеках от онлайн-ККМ либо виртуальной кассы, президент подписал еще в начале сентября.

В рамках Недели ИКТ комитет разыграл свыше 150 призов (телефоны, телевизоры, умные часы, планшеты, наушники и так далее).

Для участия в розыгрыше нужно было скачать обновленное приложение ГНК, зарегистрировать там чек, выданный онлайн-кассой, который был установлен на стенде ведомства.

«Раньше через наше мобильное приложение можно было получить только информационные услуги. Новая версия позволяет при помощи электронно-цифровой подписи полноценно пользоваться услугами, в частности, оплатить налог. Также работаем над обновлением персонального кабинета налогоплательщика, в котором появятся новые услуги — регистрация онлайн-ККМ, получение сертификата нерезидентства и другие», — сообщил директор Научно-информационного центра новых технологий при ГНК Хаётжон Насруллоев.

Он также добавил, что с 1 июля начался добровольный переход компаний на электронные счета-фактуры.

По данным комитета, системой уже пользуются почти 19 тыс. юридических лиц. За три месяца в электронном виде было заполнено более 400 тыс. счетов-фактур.

Гаджеты для творческих профессий


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Компания Acer впервые представила в Узбекистане новую линейку ConceptD — это устройств для профессионалов в сфере дизайна, кинематографии, фото- видеопродакшена и других творческих профессий.

Новые модели помогут авторам создавать прекрасные вещи с помощью уникальных характеристик устройств — низкий уровень шума (31−39 дБ), точная цветопередача (до 0,7 Delta E), высокие технические возможности.

Компания также анонсировала киберспортивный сервис для геймеров Planet 9, которая призвана помочь начинающим и профессиональным игрокам с тренировками и созданием собственных команд.

Сервис позволит отслеживать статистику игрового прогресса, участвовать в онлайн-турнирах, нанимать тренера, повышать свои киберспортивные навыки и т. д. Открытие платформы для киберспортсменов запланировано на начало 2020 года.

Бесплатный доступ к интернету


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Партнер «Узэкспоцентра», в котором проходила выставка, компания TASNET обеспечила для участников и посетителей Недели ИКТ бесплатную зону Wi-Fi.

TASNET — мультиязычная система авторизации, которая поддерживает идентификацию иностранных граждан и совместима с различными устройствами. За время сотрудничества система авторизовала в «Узэкспоцентре» несколько миллионов пользователей на самых крупных и значимых мероприятий.

Свою первую публичную зону WiFi компания запустила в сентябре 2018 года на улице Сайилгох («Бродвей»). С тех пор география сети расширилась: бесплатный Wi-Fi доступен также в Central Park (бывш. Тельмана), на площади Пушкина (рядом с парком Бабура), а также площадке перед зданием Союза Молодежи.

«На этом мы не остановились и в данное время ведем переговоры совместно с городским хокимиятом и Госкомтуризмом о масштабном расширении сети в туристических местах Ташкента, Бухары, Самарканда и Хивы», — отметил коммерческий директор InnovoTech (TASNET) Даниил Крикунов.

Электронные очереди


Фото: Динора Зияева / Spot

Insight Solutions, который является партнером шведской Qmatic, представил комплексную систему электронной очереди.

В нее входит аппарат выдачи билетов с номером очереди, экраны с отображением очередности и вызовом следующего посетителя, аппараты для оценки работы сотрудника. Система также позволяет получить билет в электронном виде через мобильное приложение.

«Нет необходимости подходить к киоску, печатать билет. Можно сидя дома на сайте посмотреть на карте ближайшие филиалы, их загруженность, выбрать подходящий офис. Также есть предварительная запись через колл-центры. Это решение также встроено в систему», — отметил менеджер по работе с клиентами Евгений Ким.

После получения услуги клиент может оценить работу сотрудника, нажав на соответствующий смайлик на экране.

Самое ценное в системе, по утверждению представителей компании, — сбор статистических данных в разрезе филиала, города, оператора, услуги.

Формируется отчетность, в которой можно видеть, сколько человек приходит в офис, как долго ожидают очереди, у какого оператора дольше проходит обслуживание, какие оценки получают сотрудники.

Систему уже используют несколько банков страны, а также планируется установка во всех Центрах по оказанию государственных услуг.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В рамках Недели ICTWEEK Uzbekistan 2019 также прошли конференции MGov Award и Softline Cybersecurity Day, форум «Инновационные технологии и инновационное развитие ШОС». Кроме того, параллельно выставка ICTEXPO 2019 проходила в Фергане.