Вот уже 12 лет Кристина Арипова возглавляет химчистку-аквачистку «Контраст» в Ташкенте. Все началось с «личной боли» в 2007 году, когда нужна была хорошая химчистка, но выяснилось, что таких в столице не так уж и много.

Первоначальные инвестиции в $150 тыс. удалось отбить в течение трех лет, после чего появилась возможность думать о расширении и обновлении бизнеса. Об особенностях, вызовах и возможностях этого бизнеса в Узбекистане Кристина Арипова рассказала Spot.

Что нужно для открытия химчистки

Первоначальные вложения для запуска химчистки хорошего уровня в Ташкенте составляют $80−100 тыс. Для новичков процесс довольно сложный и запутанный — надо провести холодную воду и канализацию, вытяжку, закупить оборудование, которое стоит десятки тысяч долларов.

Кстати, об оборудовании — если планируется установить машину на перхлорэтилене или альтернативном растворителе, то места нужно больше в два раза, чем просто для аквачистки.

Надо быть готовым к тому, что химчистка требует много электричества. Суммарная потребляемая мощность оборудования составляет 70−80 кВт, что выливается в 10−12 тыс. кВт/ч в месяц (около 4,5−5,4 млн сумов по тарифу на момент публикации — прим Spot).

Уже не раз было заявлено, что тариф будет еще несколько раз повышен в ближайшие годы, потому что сейчас он не обеспечивает рентабельность энергосистем. К этому тоже нужно быть готовым.

Касательно помещения — мы, например, всегда арендуем. Найти нужное помещение довольно трудно — химчисткам важно находиться в жилых массивах или густонаселенных кварталах.

Вместе с тем, в торговых центрах тяжело арендовать большое место из-за высокой цены, а для нормальной химчистки нужно минимум 70 кв.м. площади (30−40 кв.м. для мини-химчистки). В любом случае, мы ориентируемся на место и анализируем, нужно ли инвестировать в данную конкретную точку.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Из персонала нужно как минимум три человека: приемщица, технолог, гладильщица. Для мини-химчистки можно обойтись двумя сотрудниками.

Операционные расходы включают в себя потребление воды, электричества, зарплату, химикаты, упаковку, вешалки и так далее. Нужно рассчитывать на сумму в районе 12 млн сумов в месяц без учета аренды помещения.

Гарантированную маржинальность рассчитать сложно — это ведь не производство. Сегодня может один клиент прийти, а завтра 100. Или сегодня пойдет дождь и завтра у нас будет очередь, а если завтра снова будет солнечный день, то работы может быть меньше.

В химчистке надо быть готовым к тому, что какие-то месяца окажутся в «минусе» — это потом можно компенсировать в другие периоды.

Где взять специалистов

С этим проблема. В те годы, когда мы запустились, приходилось самим обучать сотрудников и приглашать иностранных специалистов.

Например, в Москве есть учебные центры, которые готовят специалистов любого профиля для предприятий бытового обслуживания. Туда могут обратиться как люди в поисках работы, так и руководители химчисток в поиске кадров.

Мы бы могли нанять человека и оплатить ему обучение, но, к сожалению, в ряде случаев получается так, что вкладываться в серьезное обучение сотрудников просто убыточно, да и учебных центров такого плана у нас нет. С этим мы столкнулись тогда и сталкиваемся до сих пор.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В химчистке нужно знать и разбираться в большом количестве химикатов и тканей. Нельзя взять человека с улицы, поставить у машины и сказать «увидел желтое пятно — накапай вот это». Так не получится.

Мы приглашали турецких специалистов, которые обучали наших ребят — так получили фундамент хороших специалистов.

Весной 2020 года планируем провести семинар с участием немецких представителей и специалистов по wet cleaning. Программа будет интересной, а самое главное — нужной и информативной. Думаю, что многие директора химчисток должны заинтересоваться и принять участие.

Как выбрать оборудование

Единой фирмы, которая производит полностью оборудование для химчисток, нет. Если же и есть, то где-то они точно «проседают», потому что в химчистке много разных процессов, под которые требуется абсолютно разное оборудование.

На что нужно обратить внимание при выборе оборудования:

  • хорошее качество производимой очистки от пятен и загрязнений;
  • высокая рентабельность и умеренная цена;
  • невысокий уровень шума и безопасность;
  • удобство и простота;
  • энергосберегающие технологии, при которых счет за использование электроэнергии будет в пределах разумного.

Следует учитывать приблизительные объемы химчистки в килограммах за сутки, неделю и месяц. Это даст возможность определиться с производительностью оборудования.

Если самостоятельно не разбираешься, то очень важно найти добросовестного поставщика, который сможет профессионально помочь подобрать правильный комплект оборудования.

В ином случае вы рискуете накупить оборудование, которое плохо сочетается, либо дублирует друг друга.

Как устроен процесс химчистки

Процесс чистки изделия и выведения пятен довольно сложен. Иногда, чтобы просто удалить пятно требуется применение большого количества химикатов. Чтобы не запутаться, все они делятся по цветам.

Важно знать, какой химикат и как сочетается с другим. Иногда мы используем и комбинированные пятновыводители, но это требует углубленных знаний и опыта работы, так как есть риск испортить вещь.

Есть предварительная зачистка — вещь обрабатывается вручную щеткой и специальными химикатами, если есть пятна — удаляются. После этого все погружается в химчистку в среду растворителя. Мы еще добавляем специальные усилители и антистатики.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

На стадии организации бизнеса мы изучали тему поставок и посещали очень много международных выставок (что делаем и сейчас).

Мы сразу наладили теплые отношения с поставщиками и стараемся их поддерживать, потому что это позволяет, например, привезти образец химикатов на пробу, протестировать его, и, если не подошло, попробовать что-то другое. Сейчас мы пришли к тому, что используем только немецкие химикаты фирмы Seitz.

На что обратить внимание

Технологический процесс очень сложный, начиная с приемной: нужно объяснить клиенту, что может произойти с его вещью. К примеру, на изделии может быть очень много стеклярусов, пайеток, камней — у нас же любят такое.

Бывали случаи, когда вещь портилась, но мы предупреждаем клиентов и подписываем договор, в котором все обговорено: что может произойти с вещью, какие есть риски, какие могут быть дефекты.

Каждая вещь имеет свой паспорт и мы отталкиваемся исходя из этой маркировки, но также полагаемся и на свой опыт, потому что во многих случаях маркировка не совпадает с реальным составом.

Особенно часто такое встречается у реплик на известные зарубежные бренды. Недавно нам давала мастер-класс технолог с Киева с большим опытом работы, которая была в шоке от такого количества подделок в Узбекистане.

Она рассказывала, что из пяти изделий бренда Valentino у них может оказаться подделкой лишь одна, а здесь, куда ни глянь, везде реплики дорогостоящих брендов. Производители могут скопировать вещь, но сделать из другого материала, оставив паспорт изделия тем же. Это очень большая проблема для химчисток.

Наши приемщицы за 16 лет работы в химчистке видели очень многое. Их опыт помогает определить износостойкость вещи даже по фирме.

Например, сейчас в моде кожаные, дермантиновые вставки на обычных трикотажных изделиях. У одной фирмы эта вставка выдержит, а у другой, вроде бы и дорогой, все потрескается и разлетится.

Поэтому всегда, когда что-то нанесено, приклеено или пришито, мы предупреждаем, что не даем гарантии, что с этим ничего не случится, потому что не знаем, как себя поведет вещь в машине — ведь мы не знаем из чего она сделана изнутри.

Иногда вообще доходит до смешного: обычная белая куртка, на первый взгляд ничего страшного. Мы ее стираем, а она полиняла. Оказывается, что у нее где-то внутри прошито черным нитками. Всякое случается, и мы не можем увидеть все, что вшито под подкладкой. Поэтому бывает, что вещи портятся.

Telegram сработал не так, как ожидали

На старте мы запустили рекламную кампанию: покупали рекламу на рекламных щитах, в печатной прессе, на радио (оно было очень популярно тогда), выпускали видеоролики.

Нельзя сказать, что было сложно привлечь клиентов, потому что рынок тогда был полупустой. К тому же, мы решили, что будем привлекать клиентов сроками — если другие химчистки требовали по 3−4 дня, то мы обещали все сделать за один. Эта модель сработала.

Сейчас для продвижения используем каналы в Facebook, Instagram и Telegram. Также у нас есть клиентская программа, которая оповещает по СМС о статусе заказа.

Все каналы показали себя хорошо, разве что лишь Telegram сработал не так, как мы ожидали. Мы надеялись на него, потому что сейчас все сидят в Telegram, и я думала, что канал будет удобен для клиентов, но оказалось иначе.

Думаю, это из-за того, что люди устают от большого количества каналов и информации в мессенджерах. Они зайдут, посмотрят и удалятся. Мне кажется, что Telegram работает, если там что-то продавать, а у нас канал больше информационный. Тем не менее, мы обязательно что-нибудь с этим придумаем.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

После стольких лет работы мы знаем в лицо большинство клиентов, но в последнее время стали замечать новые лица и подозреваем, что это из-за рекламы в Facebook и Instagram.

Как сезонность влияет на поток клиентов

Люди в Ташкенте начали чаще пользоваться услугами химчисток. Когда мы открывались, химчисток было мало, но ими пользовался определенный контингент людей с уровнем доходов выше среднего. Сейчас картина изменилась и мы выросли до 10 тыс. заказов в год.

Средний чек в химчистках высокого ценового сегмента колеблется в районе 100−150 тыс. сумов, тогда как в более доступных местах с другими химикатами около 40−70 тыс.

Бизнес у нас сезонный, но все зависит от погоды. Летом, к примеру, поток клиентов ожидаемо снижается, а осенью растет, но в этом году половина осени оказалась «низким» сезоном, так как дождей еще толком не было.

В химчистке, как и в других бизнесах, нужно активно использовать акции. Летом мы проводим акции на чистку зимних вещей, а в холодную погоду объявляем скидки на чистку летних вещей. Весной и летом мы снижаем стоимость на чистку одеял.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Часто мы смотрим на то, какой идет «поток вещей» — если на какую-то категорию вещей он слаб, то на нее вводим скидки. Так мы стараемся обеспечить как можно более полную загрузку оборудования и сотрудников, чтобы ничто не простаивало.

Химчистки под ключ

В какой-то момент поняли, что в Ташкенте и Узбекистане в целом есть ниша «химчисток под ключ». Бизнес этот сложный, мало кто в нем разбирается, но у людей есть спрос, а у нас — знания и опыт. Так появилось ответвление, где мы занимаемся проектированием химчисток с нуля, поставкой оборудования для прачечных.

Это перспективное направление — спрос на химчистки растет, люди все больше интересуются этим бизнесом, а тут мы с уже готовым решением. Всем, кто планирует открыть свою химчистку, я бы посоветовала быть готовым к высокому порогу входа и сроку окупаемости в 2−3 года.

Планы на этот год

В 2020 году мы планируем активно масштабироваться — хотим открыть еще четыре химчистки. Это будут мини-химчистки в торговых центрах, таких как Eski Shahar, Compass и так далее.

В Riviera мы планируем открыть большую химчистку, на альтернативном органическом растворителе, который не вредит ни человеку, ни окружающей среде. В остальных торговых центрах будут мини-химчистки. Хочется идти дальше и развиваться, раз у нас это получается хорошо, то почему бы и нет.

Сейчас довольно хорошая конкуренция на рынке. Но открыть химчистку это не то же самое, что открыть аптеку рядом с другой — у нас не так. Мы не переходим на чужую территорию и уважаем друг друга. В Ташкенте каждому хватит клиентов.