В мире немало примеров, когда совсем юные ребята запустили успешный бизнес.

Мозах Бриджес из США в десять лет разработал модели галстуков-бабочек, а с 2011 года он заработал на продаже галстуков порядка 700 тысяч долларов.

Россиянин Тимур Кузьмин в 13 лет придумал IT-решение для американских мини-кофеен в офисах и торговых центрах и продал его при поддержке старшей сестры, заработав свои первые 316 тысяч долларов.

Как обстоят дела с развитием предпринимательства среди детей и подростков в Узбекистане? Об этом Spot рассказали основатели школы молодого предпринимателя и центра профориентации.

Тимур Азаматов

сооснователь школы молодого предпринимателя NEST:

Дети сегодня живут в интернете, их кумиры — блогеры, вайнеры, инфобизнесмены, поэтому сфера digital в их проектах превалирует.

Для детей такой бизнес — своего рода увлекательная игра. С точки зрения экономики у них всегда положительный баланс: есть беспроцентный бессрочный банк в виде родителей, бесплатное жилье и питание.

Поэтому юным бизнесменам открываются огромные возможности получения предпринимательского опыта. Ведь ошибки в их возрасте будут не так критичны, как если бы они решили вложиться в бизнес в двадцать пять лет и прогорели.

Бизнес юных предпринимателей регулируется статьёй 27 ГК РУз, Пункт 4:

«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей: совершать мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; (мелкая бытовая сделка — это сделка, совершаемая с целью удовлетворения личных обычных /постоянных, ежедневных/ потребностей гражданина; безвозмездное получение выгоды — имеются в виду, например, сделки дарения, в соответствии с которыми малолетний получает какую-то ценность /вещь, деньги/ в дар, т. е. получает „безвозмездную выгоду“)».

Всё, что не попадает под это описание, осуществляется с письменного согласия родителей.

Прибыльность таких проектов — коммерческая тайна, но в процессе нашего курса в среднем в одной группе дети создают 2−3 успешных проекта. К кому-то бизнес-идеи приходят позже, в процессе развития в сторону предпринимательства.

Родители, как правило, относятся к такой деятельности очень позитивно. На выпуске последней группы одна родительница благодарила нас за то, что ее ребенок перестал играть в «танчики» и стал больше смотреть образовательных видео на Youtube.

Многое в этой сфере зависит от родителей. Если они будут активно поддерживать своего ребенка в его начинаниях и неудачах, то он добьется успеха в любом деле. Если же будут смеяться над его неудачами, то сами понимаете, что из этого выйдет. Поэтому основная проблема, на мой взгляд, когда ребенка не поддержало его окружение.

Предпринимательство актуально в любое время в любых странах, мы — не исключение. Наш президент открыто призывает заниматься предпринимательством. Сейчас открываются кредитные линии и создаются благоприятные условия для молодых бизнесменов.

Ильгиз Нургалимов

сооснователь школы молодого предпринимателя NEST:

Основная цель бизнес-образования — научить анализировать и оценивать риски, учиться на ошибках других людей и делать правильные выводы.

Бизнес-образование также учит просто сделать первый шаг и начать делать хоть что-то. Наша задача — запустить это процесс в голове у ребят, а дальнейшая успешность — дело техники и поддержки близких.

На юных предпринимателей огромное влияние оказывают социальные сети, где идет пропаганда различных видов заработка. Но реальность порой бывает очень жестока. Тем не менее, превалируют проекты, связанные с цифровым миром.

Нынешние дети гораздо более прагматичны в плане заработка. Их интересуют способы максимально заработать, потратив на это минимальное количество усилий и времени. Но порой им сложно сломить устоявшееся мнение близких о том, что для хорошего заработка нужно долго учиться, найти постоянную стабильную работу.

Тут возникают разногласия: в цифровом мире все «легко и просто» а со слов близких все наоборот. Поэтому различные образовательные курсы по бизнесу — это своеобразный компромисс. Ты вроде учишься, но уже бизнесу и предпринимательству.

Мы не можем обойтись без взаимодействия с родителями. В большинстве случаев они оплачивают курсы и хотят знать, за что платят. Хотя некоторые ребята сами оплачивают свои занятия, и КПД у этих учеников гораздо выше. Они рассматривают эти траты как инвестиции, что уже говорит об их нацеленности на результат.

Родители однозначно замечают изменения в мышлении своих детей, так как мы на занятиях говорим не столько о деньгах, сколько о возможностях, которые они открывают. Это очень позитивно влияет на их понимание, куда и как нужно тратить свои деньги. Нередко дети дают советы уже своим родителям.

Необходимо, чтобы родители поддерживали начинания и дали ребенку шанс на ошибку, а после — провели анализ, почему не получилось. Это очень важный аспект, и здесь мы уже бессильны. Но мы никогда не отказывали своим выпускникам в совете и посильной помощи с их идеями или проектами.

Необходимо изменить взгляд родителей на образование своих детей, как основное, так и дополнительное. Нужна поддержка, поддержка и еще раз поддержка детей в том, что им реально интересно. Самое трудное для родителей — выявить это. Особенно, если они приверженцы устаревшей системы образования.

Большое влияние на дальнейшее развитие оказывает среда, в которой ребенок растет. Но тот факт, что он более осмысленно будет выбирать себе университет — это абсолютно точно. Предпринимательство — это не профессия, а навык, который нужен каждому человеку вне зависимости от его сферы деятельности.

У этой сферы есть будущее, можно бесконечно долго говорить про тенденции в других странах. Мы пытаемся вносить свой посильный вклад в развитие молодых талантов в сфере предпринимательства.

Вячеслав Кан

основатель центра профориентации MyWay:

Дети-предприниматели встречаются очень редко, если не рассматривать просто проявления навыков предпринимательства, когда, дети что-то продают, заключают какие-то сделки, решают вопросы. Но даже такие примеры вспоминаются с трудом.

Мне кажется, это результат нашей устаревшей системы образования, которая, вместо того, чтобы выявлять и развивать индивидуальные способности детей и поощрять предпринимательские навыки, лишает детей самостоятельности и инициативности. А ведь это, пожалуй, одни из главных необходимых качеств для предпринимателя. У нас в целом нет практики создания бизнеса в раннем возрасте.

Считается, что это возраст для учёбы и накопления знаний. Но ведь лучше изучать что-то непосредственно на практике.

Но такие примеры всё же есть. Выпускник нашего центра Артур Мен в 16 лет сам делал и продавал подарочные коробки, продвигая свои услуги через Инстаграм. Позже он рассказывал, что это был хороший опыт общения с клиентами и поставщиками, развития навыков продаж и СММ-продвижения.

Ещё один интересный пример — история Рахмонбердиева Улугбека. Он реализовал идею MyMap.uz. Это производство карт премиум-сегмента для кабинетов, офисов. Сейчас Улугбек учится в University of Greenwich в Великобритании.

Как предпринимательство влияет на дальнейший путь детей — пока сложно сказать. Ребята еще на пути к своему счастью. Думаю, этот опыт помогает в выборе своего будущего, ведь они на практике попробовали что-то сделать сами, поняли, что им нравится, а что нет.

Бизнес-навыки будут полезны не только тем, кто планирует строить бизнес, но и всем, кто хочет быть успешным. Жаль, что в школе это не преподают. Но все желающие могут найти разные способы для саморазвития. Полезно, активно участвовать в разных мероприятиях, конкурсах.

КВН, например, на мой взгляд, хорошая школа для будущих предпринимателей и эффективных сотрудников. Можно самим проявлять инициативу: придумывать и организовывать свои мероприятия. Такой опыт может сильно помочь в дальнейшей жизни. Было бы хорошо иметь возможность получить подобную практику непосредственно в компаниях, которые интересны.

Что касается мотивации, это всё индивидуально. Думаю, прежде всего, это желание самореализоваться. И тут очень важно, чтобы в нашем обществе перестали относится к ошибкам, как к приговору. Нужно поощрять такие ранние попытки предпринимательства, ведь благодаря пробам и ошибкам люди приходят к успеху.

В этом году я посещал сеть школ High Tech High в Сан-Диего (Калифорния). Эта школа знаменита тем, что строит свой процесс обучения на базе Project Based Learning. Дети, начиная с нулевого и первого классов, делают проекты. Причём, часто это командная работа.

Думаю, наверняка у них были какие-то проекты, связанные с предпринимательством. И нужно перенимать подобный опыт, стараться строить обучение в школах так, чтобы давать детям возможность проявить себя, попробовать себя в той или иной роли.

Это очень важные процессы, которые могут помочь детям понять, какое направление им нравится, а какое нет, сделать более осознанный выбор профессии.