Проект Hashar Week стартовал в марте 2019 года как недельная акция, призванная обратить внимание ташкентцев на проблемы экологии. В течение недели в городе проходили мероприятия по четырем направлениям — искусство, образование, действия и бизнес.

Начав работу в качестве общественной организации, компания не планировала останавливаться, и в октябре запустила новый проект «Зеленый офис»: на коммерческой основе проект разрабатывает систему раздельного сбора вторсырья в организациях и занимаются обслуживанием офисов по подписке.

По словам Суны Парк, руководительницы проекта и управляющего партнера британского СП SVB Advisory, «Зеленый офис» — это социальное предпринимательство, бизнес, прибыль от которого должна всего лишь покрывать операционные расходы, а вся деятельность направлена на решение социальных проблем.

А вот для других предпринимателей, например, компании Sanfa Products, вторичные отходы являются ценным сырьем, а их сбор и переработка — частью технологического процесса производства, на которую компания тратит миллионы долларов в год.

На тренинге для компаний CCA, Kongress Servis и Iteca Exhibitions, присоединившихся к программе «Зеленый офис», Spot узнал, как развивается индустрия переработки вторсырья в Узбекистане сейчас, кто и сколько зарабатывает на этом и какая система монетизации предполагается у таких субъектов социального предпринимательства, как Hashar Week.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Суна Парк

Основательница проекта Hashar Week и управляющий партнер СП SVB Advisory (Великобритания)

В силу своего предпринимательского опыта, с самого начала у меня был план по дальнейшему развитию проекта, на единоразовой акции мы не планировали останавливаться.

Мы хотели интегрировать в систему утилизации отходов бизнес, организации, и стали разрабатывать проект «Зеленый офис» — систему обслуживания офисов с установкой собственных урн для сбора отходов.

На разработку ушло несколько месяцев: долго продумывали концепт самих урн, которые должны были быть легкими, легко встраивающимися в любой интерьер и, главное, быть сделанными из экологичных материалов и по истечению срока годности пригодных к переработке.

В итоге сделали урны из фанеры, хотели избежать использование пластика и создать максимально экологичное решение.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Свой проект мы представили на выставке GETCA в октябре, и тогда же у нас появились первые клиенты. За месяц заключили сотрудничество с Госкомэкологии, сетью кофеен «Чайкоф» и компаниями CCA, Kongress Servis и Iteca Exhibitions.

Стоимость обслуживания разная: для того, чтобы разработать для каждой компании механизм утилизации отходов, мы в течение недели проводим аудит, узнаем все детали: где и как питаются сотрудники, сколько используют бумаги. Затем устанавливаем свои урны — они обходятся компаниям в 900 тыс. сумов. Далее проводим тренинг для сотрудников и начинаем работу.

Оператор Hashar Week делает забор раз в неделю, две недели или месяц — все зависит от компании. Все вторсырье взвешивается, а статистика предоставляется организации.

После сбора все вторсырье привозится на арендованные нами склады в двух районах города — там происходит досортировка, и оттуда мы забираем сырье и передаем его крупным закупщикам.

Одновременно с «Зеленым офисом» мы разрабатывали проект новых пунктов приема.

Если предыдущие были, по сути, просто навесами, то сейчас спроектировали новые деревянные пункты с несколькими «комнатами» внутри: общественным пространством с полками для принесенных людьми книг, местом для оператора и непосредственно складом.


Пункт приёма для населения

Для строительства и обустройства одного пункта требуется около 50 млн сумов. Мы будем предоставлять возможность крупным компаниям вложиться в строительство таких пунктов в обмен на рекламные площади на них же и пиар.

На самом деле, 50 млн — это не так много, учитывая, сколько некоторые компании тратят на рекламу.

Поддержка зеленых инициатив сейчас помогает организациям увеличить свой потенциал, а иногда и получать льготы, если компания международная.

Помимо этого, работаем над проектом «Зеленый дом» в резиденции Cambridge компании Murad Buildings, организовываем там систему сдачи и утилизации вторсырья — удивительно, сколько в Ташкенте появилось вроде бы современных новостроек, и ни в одной из них такие системы не представлены.


Проект «зеленый дом» в резиденции Cambridge компании Murad Buildings. Фото: Murad Buildings

Сейчас в команде работает всего 5 человек со средней зарплатой в 3 млн сумов, на операционные расходы в месяц уходит 15−20 млн сумов. Многие нам помогают бесплатно — маркетологи, фотографы и так далее.

На сегодняшний день в проект было вложено $6 тыс. моих личных инвестиций плюс средства управляющей компании SBV Advisory, и пока это только вливания, без прибыли.

Социальный предприниматель в первую очередь хочет покрыть расходы, цель проекта — не заработок, выход на IPO или привлечение инвесторов, а решение социальных проблем.

Если говорить именно о монетизации, то возможности для заработка здесь есть, конечно, например, консалтинг. Но у нас самая большая цель — это получить политическую силу и иметь возможность влиять на систему регулирования обращения с отходами на законодательном уровне.

Скоро мы будем открывать ННО, привлекать зарубежные средства, также планируем создать Ассоциацию ответственных предпринимателей, объединять тех, кто придерживается принципов устойчивого развития в своем бизнесе, и благодаря этому получим возможность влиять на тех предпринимателей, которые игнорируют эти принципы.

Например, у нас есть компании, выпускающие свою продукцию в черных ПЭТ-бутылках, сделанных их вторичного сырья. Их никто не знает, как перерабатывать, а выкидывают их в огромных количествах.

У нас отношение к субъектам социального предпринимательства часто негативное, нам все время пророчат, что мы вылетим в трубу, потому что не ставим своей целью заработать.

На Западе они уже прошли этот этап, сейчас там даже дошло до того, что под видом трендового социального предпринимательства открывают обычный бизнес, получающий большую прибыль и только создающий видимость решения проблем общества.

Переработка отходов в стране определенно развивается — есть как минимум 4 крупных завода по переработке ПЭТ, завод по очистке технических масел, скоро начнут открываться компании по переработке литиевых батареек.

Бизнесу выгодно перерабатывать, и эта сфера будет только расти, что очень хорошо, конечно.

Задача Hashar Week сейчас — объяснить простым людям и предпринимателям, что их интеграция в эту большую систему переработки вторсырья важна, что они действительно могут влиять на глобальные проблемы.

Тимур Акрамов

Заместитель директора ООО Sanfa Products

Многие думают, что Ташкент утопает в мусоре, но это не так. По сравнению с другими столицами Центральной Азии наш город значительно чище: пластиковые бутылки не валяются на улице в таком большом количестве, потому что у нас развита переработка ПЭТ-бутылок.

Мусор в этой ситуации — это не мусор, а ценнейшее базовое сырье для перерабатывающих компаний Узбекистана.

Бензин, то есть первичный продукт нефтепереработки, стоит 4500 сумов, а мы закупаем вторичные ПЭТ-бутылки по 3000 сумов за килограмм — нужно просто сравнить цены, чтобы понять стоимость этого «мусора».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Продукты переработки пластика применяются практически везде. Например, произведенное из вторсырья синтетическое полиэфирное волокно комбинируют с хлопковой пряжей для создания смесовой пряжи — она качественнее и долговечнее, чем обычный 100% хлопковый трикотаж.

При производстве большинства ковров Узбекистане используется до 30% полиэфирного волокна, которое, в свою очередь, произведено из переработанных PET-бутылок. Геосинтетический материал геотекстиль также производится из такого сырья, он используется для кардинального улучшения качества автодорог.

Сейчас наша страна — единственный производитель полиэфирного волокна в Центральной Азии.

Переработка ПЭТ — это бизнес, в который были вложенные значительные инвестиции.

Наша компания, например, начала производить в 2011 году линолеум на основе импортного сырья, а в 2014 году мы открыли завод по переработке пластика и производству синтетического полиэфирного волокна в Фергане, инвестировав в проект более $7 млн.

Тем самым мы локализовали основную часть расходного сырья, которое используется при производстве линолеума и других геосинтетических материалов.

Если раньше для производства нетканой подосновы для линолеума мы закупали сырье в Корее и Украине, то теперь 100% подосновы для линолеума производим сами.

Мы закупаем по всей республике вторсырье у крупных поставщиков. Те, в свою очередь, закупают его в мусоросборочных пунктах, а там оно появляется благодаря простым людям.

На весь процесс закупки сырья мы тратим в год несколько миллионов долларов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В 2018 году наша компания запустила линейку по производству домашнего текстиля. В качестве наполнителя мы используем синтепон из микрофибры, произведенный из переработанного ПЭТ-пластика на нашем предприятии.

Если сравнивать индустрию с нашими близкими соседями, то в целом в Узбекистане с переработкой мусора не все так плохо, существуют мощные предприятия. Но все равно не стоит останавливаться на достигнутом, мне кажется, нужно дать толчок к улучшению культуры обращения с отходами.

Проект Hashar Week — это идеальная платформа, чтобы на нашем примере сотрудничества показать, что ПЭТ-отходы, пластик и мусор в целом имеют вторую жизнь.

Переработка мусора может быть не только полезной для природы, но и прибыльной индустрией.

На примере сотрудничества с проектом мы будем продолжать доказывать важность миссии и смысловую продолжительность цепочки переработки ПЭТ. А еще — стимулировать бизнес работать с перерабатываемыми материалами.