В середине ноября «Яндекс.Деньги» предоставили пользователям возможность пополнять и идентифицировать кошелек через интернет с помощью Hamkorbank.

С декабря прошлого года идентифицировать кошелек можно через InfinBank. Однако пользователи в Узбекистане пока не могут выводить средства с кошелька, а варианты пополнения сильно ограничены.

О том, как сервис будет расширять свое присутствие в стране специально для Spot рассказала руководитель направления по развитию нового бизнеса «Яндекс.Деньги» Дарья Зайцева. Эксперт также поделилась видением о развитии в Узбекистане рынка онлайн-платежей, в частности, электронных денег.

Планы на Узбекистан

Мы хотим предоставлять в Узбекистане максимальное количество сервисов, внедрять которые намерены поэтапно. В первую очередь мы хотим покрыть базовые потребности пользователей — это идентификация, расширение каналов пополнения и вывода средств.

Также нам интересно развивать дополнительные сервисы в сотрудничестве с локальными игроками, которые хорошо знают культурные особенности пользователей и их нужды. При таком сотрудничестве выиграют все: и пользователям удобно, и наш с партнерами бизнес развивается.

С точки зрения вывода средств мы открыты к сотрудничеству и ведем диалог с различными игроками рынка — банками, платежными системами и другими организациями, которые благодаря изменениям в законодательстве смогут расширить свои возможности.

В России у нас уже есть различные способы вывода средств — деньги с кошелька можно перечислить на банковский счет, получить карту «Яндекс.Денег», чтобы платить ею или снять наличные в любом банкомате. Деньги также можно отправить через системы Western Union и «Юнистрим».

Рынок Узбекистана отличается от российского — вполне вероятно, что он перескочит некоторые этапы и пойдет по новому уникальному пути развития. Пока сложно сказать, как здесь будет выглядеть вывод средств — через платежные системы, QR-коды или что-то другое.

В начале года мы запустили мультивалютные счета: хранить, переводить деньги и оплачивать счета можно в 10 валютах. Сейчас мы прорабатываем возможность добавления сумов.

В приложении или на сайте «Яндекс.Денег» любой пользователь может выпустить карты Mastercard — как виртуальные, так и физические. Оплачивать покупки в оффлайн-магазинах можно как самой картой, так и при помощи телефона или смарт-часов через Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay и Garmin Pay.


Фото: Динора Зияева / Spot

Возможность внедрения подобных сценариев оплаты в Узбекистане сильно зависит от инфраструктуры приема платежей в стране. Сейчас чаще всего прием карт Visa и Masterсard можно встретить только в туристических местах.

Нужно проделать большую работу, чтобы банки, магазины и пользователи были готовы использовать международные средства платежа: карты международных платежных систем, электронные кошельки и другие. По той же причине сейчас у узбекистанцев нет возможности прямого пополнения кошелька сумами через приложение (напрямую кошелек можно пополнить при помощи валютных карт — прим.)

Узбекистан долгое время был закрытым рынком, но сейчас ситуация меняется и мы видим большой потенциал развития финтеха в стране. Поэтому мы готовы делиться опытом с местными партнерами и интегрироваться в рынок.

Мы надеемся, что в какой-то момент сможем предложить пользователям прямую привязку кошелька к UzCard, который остается крупнейшим игроком в финансовом поле Узбекистана.

С появлением такой возможности многие люди, которые едут на заработки в Россию и часто высылают деньги родным, смогут легко переводить деньги. Узбекистан лидирует среди стран СНГ по переводам из России. Раз у пользователей есть потребность, мы хотели бы им в этом помочь.

Возможности для бизнеса

Наше решение для бизнеса «Яндекс.Касса» предлагает компаниям более 20 различных способов приема онлайн-платежей: картами, электронными деньгами, бесконтактными системами, наличными, в рассрочку и другие.

Мы готовы предлагать «Яндекс.Кассу» локальному бизнесу, например, можно использовать готовый модуль для подключения онлайн-платежей на сайте или в приложении, встроить его в чаты. Также бизнес может интегрироваться с нашей системой для оплаты сервисов внутри «Яндекс.Денег». В таком случае пользователи, у которых есть кошелек, могут оплачивать услуги в Узбекистане через наше приложение.

В России, например, внутри кошелька «Яндекс.Денег» уже можно оплатить ЖКХ, мобильный телефон, интернет, телевидение, погасить кредит, жертвовать деньги на благотворительность, покупать цифровые сертификаты и билеты в кино, оплачивать штрафы и даже играть в игры.

Фото: «Яндекс»

Внутри сервиса есть платформа офферов, с помощью которой компании могут предлагать скидки и кэшбэк пользователям. Так предприниматели расширяют свою аудиторию, а пользователи имеют возможность сэкономить на покупках.

Внедрение этих решений будет полезно не только бизнесу в Узбекистане, но и пользователям, которые получат все эти удобства в виде специальных предложений, доступных сервисов.

Кроме того, уже сейчас владельцы кошельков могут участвовать в программе лояльности: пользователи получают кэшбэк за покупки, участвуют в розыгрышах, играют в игры и копят баллы, которые можно потратить почти во всех интернет-магазинах, где принимают «Яндекс.Деньги».


Фото: «Яндекс»

Свой путь

Рынок Узбекистана отличается от российского. В России долгое время не было инфраструктуры приема карт, а люди не доверяли банковским продуктам.

Еще 10 лет назад человек получал зарплату на банковскую карту, в этот же день шел к банкомату, чтобы снять все наличными, а потом шел в соседний инфокиоск и пополнял через него мобильный телефон, оплачивал услуги ЖКХ.

Сейчас пользователи больше доверяют платежным технологиям — платят онлайн, картами и бесконтактно практически за все. Но для этого в России была сформирована современная банковская инфраструктура. Сейчас Россия входит в топ рынков по бесконтактной оплате.

Когда рынок долгое время сдерживается, натурально или искусственно, то в момент, когда он открывается, все начинает расти быстрыми темпами и рынок уже не проходит стадии, которые проходили в других странах.

Америка, например, одна из первых стран где начали пользоваться банковскими картами. При этом там до сих проникновение бесконтактной оплаты составляет всего около 30%. В то время как в России этот показатель около 90%.

Это связано с тем, что рынок США развивался, когда не было бесконтактной оплаты, но уже были терминалы приема карт. Чтобы сейчас обновить весь парк терминалов, уйдут миллионы, если не миллиарды долларов. Моментально это делать не имеет большого смысла, потому что пользователи и так привыкли платить картами.

В этом плане Россия перескочила часть, когда были карты с магнитной полосой и терминалы, и перешла уже к более продвинутому бесконтакту.

Вполне вероятно, что в Узбекистане тоже будет другой путь, просто потому что рынок будет развиваться более интенсивно. Опыт показывает, что по мере появления инноваций, простых и легких решений, скорость выхода на рынок чего-то нового, быстрого, более удобного для бизнеса и пользователей вырастает.


Фото: Ведомости

С точки зрения развития электронной коммерции в Узбекистане тоже возможен резкий скачок вперед. Многое будет меняться, потому что рынок сейчас активно растет и развивается, расширяется пользовательская база.

Так, 82% пользователей используют мобильные устройства — в России же, например, количество мобильных пользователей составляет всего около 60%.

Какой будет финальная концепция для Узбекистана, пока никто не может сказать. Сейчас местные игроки пробуют разные сценарии — оплата через приложение, сканирование QR-кода. Все эти способы популярны в той или иной индустрии. Пока пользователи не знают, как им удобнее платить, поэтому тестируют все варианты. Местные и зарубежные компании следят за этими изменениями и ждут, пока определится доминирующий способ оплаты, чтобы подстроить свои предложения.

Китай, тоже закрытый долгое время рынок, преобразовался уникальным образом — местные жители здесь практически не платят картами.

У China Unionpay не такая большая доля проникновения с точки зрения инфраструктуры, как у Alipay или Wechat. Там главенствуют QR-коды. Их используют, чтобы обменяться контактами, сделать перевод, оплатить в магазине.

В России QR-коды не так популярны, но есть несколько сценариев, где они успешно работают. Например, квитанции за ЖКУ, различные госуслуги можно оплатить, считав QR-код.

Кроме того, в этом году в России начала работу Система быстрых платежей, которая позволяет переводить деньги по номеру телефона между клиентами разных банков, а также платить юрлицам за товары и услуги, в том числе с использованием QR-кодов.

В платежном плане у Узбекистана очень много перспектив. Сейчас идет активный выбор пути. Это здорово, потому что можно сделать что-то инновационное.

«Яндекс.Деньги» — сервис электронных платежей, который помогает пользователям оплачивать товары и услуги в интернете и оффлайн-магазинах, переводить и принимать деньги. Пользователи могут создать электронный кошелёк, а также выпустить к нему виртуальную или пластиковую карту с общим балансом.

В сервисе зарегистрировано свыше 60 млн кошельков, выпущено 2 млн пластиковых и 19 млн виртуальных карт. Более 120 тыс. сайтов принимают онлайн-оплату через «Яндекс.Кассу» (сервис по приему платежей через интернет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций).