Национальное агентство проектного управления (НАПУ) планирует внедрить единую систему идентификации физических лиц. Это должно позволить применять новые виды дистанционной идентификации лиц при оказании государственных и банковских услуг.

Об этом в пятницу, 20 декабря, представители НАПУ сообщили в ходе пресс-конференции в Агентстве информации и массовых коммуникаций, передает корреспондент Spot.

«Государственные органы используют разные идентификаторы личности, как ИНН, серия и номер паспорта. При том, что существует персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ). Это приводит к искажению статистики, к проблемам при взаимодействии государственных структур с населением, как следствие, негативно влияет на имидж госорганов и приводит к недовольству граждан», — пояснил заместитель директора НАПУ Вячеслав Пак.

НАПУ намерено ввести единое межведомственное решение, которое объединит базы данных госорганов в единую сеть. Это позволит отказаться от бумажного обмена между государственными учреждениями и сверки данных.

«У каждого госоргана своя база данных, на которую он опирается при принятии решения. Это большая проблема. Простой пример: на основе данных кадастра начисляется налог на имущество или землю. При этом база данных у налогового комитета и Госкомгеодезкадастра своя. Мы хотим, чтобы все госорганы работали в едином поле, по единым стандартам», — отметил замглавы агентства.

Что такое ПИНФЛ

Персональный идентификационный номер физического лица присваивается человеку при получении паспорта и остается неизменным до конца его жизни. Именно поэтому он ляжет в основу системы единой идентификации физлиц.

Паспорт граждане меняют в различных обстоятельствах, соответственно меняется серия и номер документа, удостоверяющего их личность. Так, в базе данных, которая основывается на паспортных данных, появляется новый человек.

«В банковской сфере, например, одному человеку может принадлежать десяток счетов, каждый из которых открывается, когда клиент получает новый паспорт. Сотруднику банка нужно проводить сверку данных, чтобы определить, что все счета принадлежат одному человеку», — говорит Вячеслав Пак.

ПИНФЛ — уникальный номер, который состоит из 14 цифр и не подлежит изменению. Он указывается в паспорте и отображает индекс пола, дату рождения, код города, порядковый номер гражданина, а также включает контрольную цифру.


Слайд из презентации НАПУ

В планы НАПУ входит поэтапная привязка персональных данных абонентов мобильных сетей к ПИНФЛ.

«Мы сможем запросить по номеру телефона у оператора мобильной связи ПИНФЛ и предоставить человеку, таким образом, государственные услуги без аутентификации», — отметил заместитель директора Центра управления проектами электронного правительства и цифровой экономики Бахтиер Ризаев.

Агентство также планирует внедрить дистанционную идентификацию по биометрическим данным. В первую очередь будет создана возможность дистанционной идентификации по геометрии лица, то есть Face ID. Прототип системы планируется представить в первом квартале следующего года.

ПИНФЛ также будет использоваться при оказании коммунальными предприятиями услуг населению.

«Сейчас после регистрации прав собственности в Госкомгеодезкадастре после покупки недвижимости, начинается волокита. Новому владельцу нужно заключить в бумажном виде договора на оказание услуг со всеми коммунальными предприятиями. Мы предлагаем внедрить систему, при которой будут интегрированы системы кадастра и коммунальных компаний. Путем передачи кадастрового номера и ПИНФЛ лицевой счет в коммунальной можно будет автоматически переоформить договора по коммунальным платежам», — отметил Ризаев.

Еще одна перспективная задача НАПУ — генерация и присвоение ПИНФЛ новорожденным и иностранным гражданам, не имеющим вид на жительство в Узбекистане.

Зачем детям идентификационный номер

Сейчас учет новорожденных ведется в бумажном виде, что, по словам представителей НАПУ, приводит к негативным последствиям, в том числе продаже детей.

Присвоение ПИНФЛ в первую очередь облегчит и улучшит регистрацию ребенка.

Сейчас беременная женщина встает на учет в семейную поликлинику, получает обменную карту, которую позже передает в роддом. Там данные вручную переносятся на бумажный носитель.

После рождения ребенка родителю нужно получить справку в родильном доме, посетить центр госуслуг, получить там свидетельство о рождении, вернуться в роддом, показать данное свидетельство и только потом забрать ребенка.


Слайд из презентации НАПУ

«Что мы предлагаем — создание информационной системы в сфере здравоохранения, в которой будет вестись учет всех беременных женщин. Эти данные автоматически передаются в родильный дом, что исключает необходимость ручного ввода информации. После рождения ребенка данные о нем вносятся в информационную систему, направляются в реестр населения, где генерируется ПИНФЛ новорожденного и автоматически формируется электронное свидетельство о рождении. Данные затем возвращаются в информационную систему Минздрава для открытия медкарты ребенка», — говорит Бахтиер Ризаев.

Присвоение детям идентификационного номера позволит в дальнейшем оказывать услуги, как создание электронной медицинской карты ребенка со всеми данными и наблюдениями, которая будет единой на протяжении всей его жизни.


Слайд из презентации НАПУ

При обращении в любое медучреждение электронную карту сотрудник медучреждения может получить из базы данных Минздрава при вводе ПИНФЛ ребенка.

По идентификационному номеру также назначается единоразовое пособие при рождении, ведомость формируется в автоматическом виде. Родители могут забрать пособие наличными в банке, либо перечислить средства на свою карту. Механизм также позволит своевременно поставить ребенка в очередь в детский сад.

Электронная база данных зарегистрированных родившихся детей будет использоваться дошкольными образовательными учреждениями для планирования количества мест и полного охвата дошколят.

Иностранным гражданам, не имеющим вида на жительство в Узбекистан, ПИНФЛ присваивается для более оперативного оказания государственных услуг в электронном виде.

Новый механизм планируют запустить не ранее 1 января 2021 года.

Для запуска проекта необходимо интегрировать информационные системы более 10 ведомств. К тому же, уровень развития цифровой грамотности населения и навыков пользования работы с ИКТ во многих сферах, госорганах остается низкой, отметил Вячеслав Пак.

Поэтому реализация проекта должна включать в себя комплексную работу по обеспечению республики доступом к интернету, повышению грамотности работников медучреждений.