В конце ноября президент подписал новый документ о защите и поддержке бизнеса. Постановление, помимо прочего, утвердило, что с 1 февраля 2020 года разрешения и сертификаты для экспорта-импорта оформляются через таможенную информационную систему «Единое окно».

Что собой представляет эта система, на каком этапе работа по ее внедрению и как она будет работать начальник Управления таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Государственного таможенного комитета Бахтиёр Абдуганиев рассказал корреспонденту газеты «Налоговые и таможенные вести».

Что это и зачем

С 1 декабря «Единое окно» запущено в тестовом режиме. Сейчас здесь зарегистрированы более 220 участников, 29 являются активными пользователями. Из контролирующих органов следует отметить ветеринарную службу, которая разместила основной массив необходимой информации, ее модуль в целом готов к работе в «Едином окне».

«Единое окно» позволит компаниям представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала для выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.

Полностью отпадет необходимость «обивать пороги» министерств и ведомств, прежде чем получить вожделенное разрешение. В недавнем прошлом этот процесс был длительным и многоэтапным.

Компании получают возможность:

  • обмениваться всей имеющейся информацией в отношении внешнеторговых сделок, которая подкрепляется нормативно-правовой базой, обеспечивающей конфиденциальность и безопасность такого обмена;
  • удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов таможенной службой, уполномоченными органами, а также самими субъектами предпринимательства;
  • получать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию республики на основании предварительной информации.

Посредством «Единого окна» реализуются полный переход на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном формате, поддержание в актуальном состоянии открытых данных об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Узбекистане и зарубежных странах. Согласитесь, это весьма полезные составляющие системы для участников ВЭД.

Из чего состоит «Единое окно»

Структурно система состоит из двух блоков. В первом содержатся шесть рубрик: подача заявления, о портале, справочная информация, вопросы и пожелания, проверка подлинности выданных сертификатов, система анализа рисков.

Во втором расположены справочная информация о нетарифных мерах, интерактивные услуги контролирующих органов, их системы анализа и управления рисками, оформление грузовой таможенной информации, перечень логистических компаний, реестры таможенных и других органов.

Любой потенциальный импортер/экспортер, планирующий в перспективе ввозить/вывозить товары, для определения своих возможностей может получить через «Единое окно» обобщенное представление различных требований по импорту/экспорту.

-Значит, любой субъект предпринимательства, тем более находящийся далеко за пределами нашей страны, не являющийся ее резидентом, может получить онлайн нужную ему информацию. Уточните, пожалуйста, какие конкретно это сведения?

-Одно из требований к товарам для проведения процедуры таможенного оформления — наличие установленных законодательством сертификатов/разрешений, дающих право ввоза/вывоза товара или его использования на территории республики. Участник ВЭД может ввести запрос по интересующему товару в рубрике «Справочная информация о нетарифных мерах» и получить сведения о необходимых разрешительных документах и их формах, стоимости услуг за их выдачу, реквизитах сертификационных и других органов, выдающих разрешения.

Без кодов ТН ВЭД невозможно определить, является ли товар объектом контроля конкретного органа. С ними можно ознакомиться в одноименном разделе.

При допуске на внутренний рынок нашей страны импортируемой продукции животного, растительного и другого происхождения таможенные органы применяют систему анализа рисков. Подобные системы с учетом специфики деятельности внедряют и другие уполномоченные органы. В рубрике «Система анализа рисков контролирующих органов» будут регулярно размещаться перечень подконтрольных товаров в разрезе рисков, информация о фактах нарушений установленных требований и мерах по недопущению некачественных товаров в республику.

Рубрика «Интерактивные услуги контролирующих органов» включает широкий спектр услуг, инициируемых пользователем и предоставляемых как таможенными органами, так и органами, выдающими разрешительные документы в режиме реального времени (к примеру, просмотр веб-страниц, интернет-пейджинг, поиск в базах данных и др.).

С реестрами таможенных складов, уполномоченных экономических операторов, биологически активных добавок, зарегистрированных в РУз, а также Таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности и Государственным реестром лекарственных средств можно ознакомиться в соответствующей рубрике.

Раздел «Оформление ГТД» содержит перечень всех брокерских компаний и доступ к программному обеспечению по оформлению ГТД. А в рубрике «Логистические компании» размещен перечень компаний, оказывающих услуги по сопровождению импорта и экспорта, с указанием их реквизитов.

Также в ТИС субъект предпринимательства может ознакомиться с законодательством, касающимся ВЭД, и действующими размерами ставок таможенных пошлин, НДС и акцизных налогов, сборов и других платежей.

Как подать заявку на получение разрешения

Электронное таможенное оформление товаров, требующее электронное взаимодействие компании и ответственного сотрудника органа, выдающего разрешительный документ, происходит в несколько этапов.

  1. Компания обращается в «Единое окно» через официальный домен системы. Вход должен авторизоваться посредством личной ЭЦП.
  2. Компания вводит единый унифицированный документ «А», основанный на товаросопроводительных документах, — контракт, инвойс, накладная.
  3. В автоматизированном режиме формируется и отправляется запрос в госорган из персонального кабинета в систему.
  4. Компания формирует заявку на выдачу разрешения и отправляет в «Единое окно». Часть этого документа заполняется в автоматизированном режиме системой, используя данные по ранее представленным сведениям в документе «А». Остальная часть заполняется компанией.
  5. Из блока компании система подает заявку структурному подразделению госоргана. На этом этапе фиксируются дата и время отправки, номер заявки, ИНН и ЭЦП заявителя.
  6. Заявка на оформление разрешения принимает госорган-исполнитель. При этом фиксируются дата и время приема ID в базу данных «Единого окна», код уполномоченного органа и ЭЦП его ответственного сотрудника.
  7. Исполнитель -структурное подразделение госоргана рассматривает и оформляет разрешительный документ. При оформлении разрешения фиксируются идентификационный номер, дата и время утверждения, код уполномоченного органа и ЭЦП ответственного сотрудника.
  8. Компания принимает разрешительный документ через ТИС с фиксацией даты и времени отправки, номера заявки, ЭЦП ответственного сотрудника.

Система формирует всю базу разрешительных документов, выданных госорганами. Найти конкретный документ можно через поисковую систему с помощью QR-кода или по номеру разрешительного документа.

Ни бумажные, ни электронные версии разрешительных документов представлять не нужно. Система зафиксировала, что разрешение получено. На основе указанных сведений таможенный орган сам проведет сверку с ТИС, чтобы удостовериться в наличии этих данных в «Едином окне».

Готовы ли таможенники к работе по новым правилам

Сегодня работа над внедрением «Единого окна» в рамках системного реформирования деятельности задействованных в системе госорганов в самом разгаре. Чтобы достичь ожидаемого эффекта, необходима соответствующая подготовка ответственных за ее функционирование лиц.

Несмотря на проведение видеоконференций и семинаров поздним вечером (в рабочее время — это невозможно) обсуждения всегда проходят активно, участники пользуются возможностью задавать вопросы — ведь им предстоит перейти на новый формат работы и адаптация к новым реалиям требует максимальной собранности.

Функционирование системы в тестовом режиме позволяет проводить обучение, наглядно демонстрируя порядок действий. Апробацию на добровольных началах планируем начать с 1 января для освоения практических навыков.

Вносить изменения в заявку или разрешительный документ можно лишь до нажатия кнопки «Одобрить». Поэтому этапам, предшествующим этому процессу, мы уделяем на семинарах самое пристальное внимание. В подробностях объясняем каждый момент.

Таможенный комитет активно общается с бизнесом, Минздравом, госкомитетами ветеринарии и по экологии и охране окружающей среды, Узстандартом и Узгоскарантином, их территориальными подразделениями и областными таможенными управлениями.

Это нужно для того, чтобы понимать, есть ли пробелы в системе, как их ликвидировать и что можно усовершенствовать, чтобы сделать использование «Единого окна» максимально комфортным для пользователей.

Его внедрение является сложной задачей, которая требует изменений скорее не на программном и техническом уровне, а на уровне самих подходов к взаимодействию участников ВЭД с госорганами.

Предстоит сломать существовавшую долгое время идеологию предоставления сведений в госорганы и перенаправить потоки информации в «Единое окно». Это инструмент не только для госорганов, а прежде всего для предпринимателей.

Следовательно, предпринимательскому сообществу необходимо активно включиться в работу по его обсуждению. Ведь для компания система является окном возможностей, ускоряющим развитие их внешнеторговой деятельности.